Памятник И.К.Айвазовскому в Петербурге

Памятник И.К.Айвазовскому. Открыт 15 сентября 2007 г. Установлен в Кронштадте на Макаровской наб., у Итальянского пруда (по формулировке постановления правительства Санкт-Петербурга, на газоне у разводного моста через Петровский канал по Макаровской ул.). Скульптор Владимир Эмильевич Горевой, архитектор Николай Николаевич Елгазин. Бронза, гранит. Общая высота 400 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Ивану Айвазовскому». Ниже накладной бронзовый картуш с надписью: «Творец, великий сын России, / Волшебной кистью ты владел. / Ты предан был морской стихии, /Красу и мощь ее воспел. // В расцвете сил и вдохновенья / Поднялся ты на пьедестал. / Для нас же с этого мгновенья / Ты навсегда кронштадцем стал. Мария Аминова». С тыльной стороны постамента информационная доска с надписью: «Памятник установлен в 2007 году к 190-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста, живописца Главного морского штаба России, профессора Императорской Академии художеств Ивана Константиновича Айвазовского при поддержке полпреда президента РФ в СЗФО Клебанова Ильи Иосифовича, губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко Валентины Ивановны по инициативе ветеранов ВМФ России, Кронштадтского морского собрания (Александр Викторович Спешилов), администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (глава — Александр Михайлович Горошко) при участии Ф.В.Кармазинова, В.Г.Лымарева, М.В.Моцака, Ю.И.Саулиди, В.А.Шайдерова, О.Ю.Маньшина, СВ. Матвиенко, А.В.Попова, Г.Л.Терехова, Б.А.Владимирова. Скульптор Владимир Эмильевич Горевой. Проект Николай Николаевич Елгазин».

Памятник И.К.Айвазовскому в Петербурге

Айвазовский Иван Константинович [17(29)7.1817 — 19.4 (2.5). 1900], русский живописец, мастер морского пейзажа, автор знаменитой картины «Девятый вал» (1850) и патриотических картин морских сражений («Чесменский бой», «Наваринский бой» и др.). Добрался до высших ступеней табели о рангах: с 1885 г. тайный советник, с 1896 г. — действительный тайный советник. Никакого отношения к Кронштадту не имел. Объект — дар городу от общественной организации «Кронштадтское Морское собрание».

Первое упоминание относится к концу янв. 2007 г. «На минувшей неделе проблему памятника обсуждали в мастерской скульптора Владимира Горевого. По нашим сведениям, вместо дружеского чаепития и разговора „о вечном» состоялось строгое рабочее совещание с участием представителей полпредства президента, кронштадтской администрации и военных моряков, которые инициировали памятник Айвазовскому. Кронштадтская администрация присутствовала потому, что Кронштадт рассматривается как резервное место для установки памятника. Основное место, на которое предлагают установить Айвазовского моряки (им нравится экспрессивное погрудное изображение работы Горевого) — Адмиралтейская набережная, напротив здания Адмиралтейства. Специалисты оценивают идею как утопичную, это охранная зона КГИОП» (Шувалов В. Трамвай уехал, остались рельсы и Айвазовский // Город: Петербургский журнал. 2007. № 2. 29 янв. — 4 февр. С. 4). 5 июля 2007 г. памятник обсуждали на заседании Общественного совета. Совет одобрил проект памятника и потребовал убрать упоминание того, что памятник создан в честь 190-летия художника, «скульптура должна жить дольше круглых дат» (Шувалов В. Андрея Первозванного призвали. Три раза // Город: Петербургский журнал. 2007. № 24.9 — 15 июля. С. 7). О положительном решении Общественного совета см. также: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 28. 16 июля. С. 42 (в 2007 г. исполняется 190 лет со дня рождения; «к сожалению, так сложилось, что имя Айвазовского не запечатлено ни в названиях, ни в памятниках нашего города. Эту историческую несправедливость решили исправить ветераны флота. Идею создания памятника поддержали: полномочный представитель президента РФ в СЗФО И.Клебанов, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.Масорин, СПб Академия художеств, Кронштадтское Морское собрание Предполагаемое место установки — набережная в зоне Петровской пристани Кронштадта»).

О готовящемся открытии см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 36. 10 сент. С. 46; Рудых М. Айвазовский поселится в Кронштадте // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2007. 11 сент. С. 5. Об открытии см.: Аноним. Айвазовский поселился в Кронштадте // Смена. 2007. 17 сент. С. 2; Быковская П. Айвазовский в Кронштадте//Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 17 сент. («Он не жил в Кронштадте и, вероятно, не бывал здесь подолгу. Сейчас о пребывании Айвазовского в Кронштадте напоминают две его картины: „Кронштадтский рейд» и «Форт Александр»»); Федоров В. Первый памятник знаменитому маринисту // Российская газета (Санкт-Петербург). 2007. 17 сент.; Шергина Н. В России установлен первый памятник Айвазовскому // Новые Известия. 2007. 18 сент.; // Невское время. 2007. 18 сент. С. 6; Лебедева В. Он был, о море, твой певец// Морская газета (Кронштадт). 2007. 19 сент.; Золотоносов М. Нет, не того так пылко я леплю //’ Город: Петербургский журнал. 2008. № 1. 21 — 28 янв. С. 21. Постановление правительства Санкт-Петербурга «Об установке памятника-бюста И.К.Айвазовскому датировано 17.09.2007 (№ 1138).

Комментарий к надписям. Аминова Мария Гансовна — местная поэтесса. Кармазинов Феликс Владимирович — генеральный директор ГУЛ «Водоканал», почетный гражданин Петербурга и Кронштадта. В.ПЛымарев — генеральный директор ЗАО «Гамма — Север». Моцак Михаил Васильевич — вице-адмирал, начальник штаба Северного флота, был в числе руководителей учений, во время которых погибла подводная лодка «Курск», помощник полномочного представителя президента в СЗФО. Саулиди Юрий Иванович — генеральный директор 0 0 0 «Адмирал». Шайдеров Владимир Александрович {1956 — 2008), городской голова Феодосии. Маньшин Олег Юрьевич — генеральный директор 00 0 «Ялта» (фирмы, занятой проектированием и строительством фонтанов, в частности, фонтанного комплекса на Московской пл., а также многочисленных фонтанов в Кронштадте к его 300-летию). Матвиенко Сергей Владимирович — сын губернатора Петербурга, старший вицепрезидент и директор IT-департамента Внешторгбанка. Елгазин Николай Николаевич — сотрудник КГИОП, сын Н.Н.Елгазина (1923- 2007), капитана 1-го ранга, старейшего преподавателя Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова.

Полуфигура Айвазовского напоминает о памятнике А.Бетанкуру (2003) — более ранней работе Горевого, тоже полуфигуре, в которой явно ощущается влияние памятника Г.С.Улановой (1984) работы М.К.Аникушина. Создание памятника оказалось очередным удобным поводом для увековечивания городского и районного начальства, а также спонсоров. Картуш со стихами местной поэтессы (ямб с глагольными рифмами), до этого украсившей виршами памятный знак «Блокадной колюшке», — признак милого провинциализма. Любопытно, что по рисунку этот картуш точно повторяет картуш памятного знака в честь 300-летия Кронштадта (№ 605).

Памятник И.К.Айвазовскому в Петербурге

Открытие объекта было тщательно выдержано в стилистике патриотического кича, впитавшего все соответствующие традиции — как советские, так и досоветские. Пресс-секретарь администрации Кронштадтского района не могла скрыть восторга: «Открывая 14 сентября конференцию на тему „Вслед за Айвазовским», заседание которой состоялось в исторических стенах Кронштадтского Морского собрания, ныне Дом офицеров (с которым исторически был связан художник), глава администрации Кронштадта Александр Горошко, сказал: „Сегодня я испытываю огромное счастье, что мы смогли в год 190-летия со дня рождения Ивана Айвазовского объединить наши усилия и осуществить давнюю мечту всех почитателей его таланта — создать памятник и установить его в городе-колыбели Военно-Морского Флота — Кронштадте! Это произошло благодаря поддержке Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО В.И.Клебанова, Губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, Главнокомандующего ВМФ России адмирала В.В.Масорина, Кронштадтского Морского собрания, Академии художеств, Санкт-Петербургского политсовета партии „Единая Россия», многих общественных организаций, и конечно предпринимателей Санкт-Петербурга и Кронштадта». 15 сентября в семь часов пятьдесят минут, как благословение свыше, в небе над Кронштадтом появилась радуга, а ведь семь цветов радуги считаются символом художников. У памятника в карауле замерли воспитанники Кронштадтского морского кадетского корпуса, учащиеся Клуба юных моряков сигналами флажного семафора приветствовали собиравшихся гостей: автора памятника — скульптора Владимира Горевого, командира Ленинградской Военно-морской базы контр-адмирала Анатолия Липинского, глав районов Санкт-Петербурга, благотворителей и всех, кто пришел отдать дань уважения и памяти выдающему русскому художнику-маринисту. Итальянский пруд, Петровский канал и Средняя гавань были украшены парусами яхт СК-81 Ленинградской Военно-Морской Базы и, конечно, как-то по-особенному выглядели в этот знаменательный день корабли Кронштадтского военного гарнизона. Ровно в 12.00 часов с учебного корабля „Смольный» раздался салютный выстрел, началась праздничная церемония открытия. Всех ее участников приветствовали: вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов, депутат Законодательного Собрания Елена Бабич, управляющий делами Исполкома г.Феодосия Виктор Болотский, председатель Кронштадтского Морского собрания контр-адмирал Александр Спешилов, прапраправнучка Айвазовского, кандидат исторических наук Ирина Касацкая. Она, в частности, сказала: „Айвазовский служил России. Он был и остается гордостью России. Мне очень приятно, что сегодня на карте Северной столицы появилось еще одно место, связанное с именем романтика морской стихии, летописца русского флота Ивана Константиновича Айвазовского. Думаю, что отныне исторические события в жизни современного флота и героической крепости Кронштадт будут проходить под пристальным взором художника Главного Морского штаба России Ивана Айвазовского. По поручению потомков Айвазовского, живущих за пределами России, разрешите выразить огромную благодарность всем, кто трудился над воплощением этого проекта, кто не жалел средств и времени и для кого имя Айвазовского стало идеалом таланта, трудолюбия, целеустремленности и бескорыстия. Огромное всем спасибо». Почетное право открыть первый в России памятник Ивану Айвазовскому было предоставлено — вице-губернатору Санкт-Петербурга Сергею Тарасову, главе администрации Кронштадта Александру Горошко и прапраправнучке Айвазовского Ирине Касацкой. Торжественным маршем вдоль Макаровской набережной, под звуки духового оркестра Военно-морской Академии им. адмирала Н.Г.Кузнецова прошли моряки Кронштадтского гарнизона и кадеты, отдавая почести певцу морской стихии. После чего из старинных пушек, установленных на набережной Итальянского пруда, гренадеры, одетые в костюмы Петровской эпохи, произвели праздничный салют: „Виват Айвазовский! Виват Флот! Виват Кронштадт!» От такого праздника повеяло традициями флота поколений Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина и других… Повеяло старинным Кронштадтом, который мы так любим и которым гордимся» (Спешилова 0. Возвращение Айвазовского в Россию // Сайт «Православное информационное агентство «Русская линия», 2007. 22 сент.). Москва — Нижний Новгород и Москва — Коломна. Специальная комиссия, назначенная императором, осторожно разрешила только создание опытного участка железной дороги Петербург — Царское Село (с продолжением до Павловска). После полуторагодичных усилий в 1834 — 1836 гг. Герстнер с трудом добился указа императора, утверждавшего «Положение об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска». Естественно, что официальная историография изображала дело иначе: « Чтобы не быть голословным и доказать, что в России, несмотря на снежные зимы и морозы, возможно иметь железные дороги, Герстнер просил для опыта позволить ему построить маленькую железную дорогу между Петербургом и Павловском. Император Николай I дал на это свое соизволение, и вот в 1837 г. в России появилась первая железная дорога. Таким образом, только светлому уму и высокопросвещенной энергии императора Николая I обязаны мы появлением у нас железных дорог» (Аноним. Великий почин // Петербургская газета. 1896. 27 июня). Официальное открытие состоялось 11 нояб. (30 окт. по старому стилю) 1837 г. (см.: Павлов В. Рельсовая история // СанктПетербургские ведомости. 2007. 26 окт.). О Герстнере см.: Воронин М.И., Воронина М.А. Франц Антон Герстнер: 1793 — 1840. СПб., 1994. В советское время отношение к Герстнеру было негативным (« Попытался монополизировать строительство жел. дорог в России, делая при этом ставку на

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий