Памятник И.С.Тургеневу. Открыт 14 августа 2001 г. Установлен в Старо-Манежном сквере, перед домом 12а по Итальянской ул. Скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, архитектор Геннадий Карпович Челбогашев. Бронза, гранит. Высота скульптуры 310 см, постамента — 160 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Иван Сергеевич Тургенев»; с тыльной стороне на плинте надпись: «Скульпторы: В.Д.Свешников, Я.Я.Нейман. Архитектор Г.К.Челбогашев. Литье завода „Монументскульптура»»
.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883), русский писатель. По сообщениям очевидцев, во время одного из выездов в город губернатор остался недоволен запущенным видом площади Тургенева, распорядился благоустроить сквер и оживить его бюстом писателя, поскольку на полнофигурный памятник денег не хватит (см.: Безродный Н. <Лихачева Л.Н.>Бронзовая лихорадка настигла Петербург: долгая история трех будущих памятников // Коммерсанть-daily. 1998. 12 февр. С. 20). В результате появилось распоряжение губернатора № 1300-р от 25.12.1997 «О проведении открытого конкурса на лучший проект памятника-бюста И.С.Тургеневу»(1 -й тур конкурса собирались провести в дек. 1997 г., второй тур — в первом квартале 1998 г., место установки — пл. Тургенева; предлагалось учесть перспективу сооружения памятного знака на месте снесенного Покровского собора).
Однако еще до выхода этого распоряжения, сразу же после объявления 22 ноября 1997 г. о конкурсе проектов бюста, раздались мощные протесты, в частности, к главному художнику города с открытым письмом обратились Д.С.Лихачев и его коллеги по Пушкинскому Дому. Они выразили недоумение проектом установки не полномасштабного памятника, а бюста, причем, на Тургеневской пл. В письме предлагалось поставить именно памятник и были назвали два места: либо Б.Конюшенная ул. (близ д. 13, отмеченного в 1969 г. мемориальной доской работы архитектора В.Д.Попова), либо Манежная пл., поскольку с конца 1864 г. Тургенев жил на наб. Фонтанки (сейчас д. 38), а потом на Караванной, 14 (см.: Скатов Н.Н., Лихачев Д.С., Никитина Н.С. Здесь родилось «Дворянское гнездо» // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 3 дек.).
Ни один из предложенных проектов бюста не понравился жюри. «Что касается бюста Тургенева, то, не найдя среди предложенных проектов ни одного, который бы ответил на все вопросы задания, жюри решило присудить лишь поощрительные премии и выставить проекты на обсуждение, с тем чтобы решить в дальнейшем, нужно ли устанавливать бюст, а не памятник, и годится ли для этого нынешняя площадь Тургенева» (Никонова 0. Анна на гараже // Невское время. 1997. 26 дек.). Выставка проектов открылась 23 дек. 1997 г. в Союзе художников, в итоге было объявлено, что первое место занял проект бюста Неймана, Свешникова и Челбогашева, второе — Б.А.Петрова и В.Л.Спиридонова, третье — В.И.Винниченко (Гиндина Е. Предметы не первой необходимости // Вечерний Петербург. 1998.14 янв.), однако ставить памятник никто уже не собирался.
Распоряжением губернатора № 1078-р от 29 окт. 1998 г. «О проведении открытого конкурса на лучшую концепцию памятника И.С.Тургеневу и место его размещения» был объявлен конкурс на лучший проект не бюста, а памятника Тургеневу (конкурс предписывалось объявить в дек. 1998 г., материалы представить до 21 дек. 1998 г., выставка конкурсных работ должна была открыться 22 дек., а на 28 дек. 1998 г. было намечено подведение итогов жюри).
Первое место на конкурсе вновь занял проект Неймана и Свешникова, в качестве места размещения предложивших Старо-Манежный сквер [критику их проекта за низкий пьедестал и большие размеры памятника см. в статье: Мельников В.М. Двое с Манежной, или Девять «месячных» проектов… // На дне (Санкт-Петербург). 1999. Февр. № 3. С. 8; в частности, Мельников отмечал: «Но победившему <…>мало места на всей Манежной площади, не то что в отведенном закутке за железной оградой»; см. также статью: Мельников В.М. Монумент для галочки // Вести. 1999. 29 июня, в которой автор высказывался против установки памятника в сквере на Манежной пл. и предлагал установить памятник в северо-западной части Михайловского сада, на стилизованном «Бежином луге», что было предусмотрено проектом скульптора Т.В.Каракозовой и самого Мельникова], второе место — проект Б.А.Петрова и В.Л.Спиридонова (для размещения на Покровской пл.), третье — проект Л.В.Аристова, М.Ш.Цхададзе, А.В.Иванова и В.С.Волонсевича (на Манежной пл. в сквере перед кинотеатром «Родина»).
Относительно подробно эти проекты анализировались в статье научного сотрудника Пушкинского Дома, кандидата филологических наук Н.П.Генераловой: восторженно был описан проект Неймана и Свешникова: этот проект «привлекал какой-то внутренней цельностью и завершенностью. Фигура сидящего писателя одновременно напоминала Юпитера <…>, и — путника, присевшего на минуту с тем, чтобы после недолгого отдыха снова двинуться в путь. <…>Перед нами писатель-творец, автор произведений, ставших классикой мировой литературы» (Генералова Н.П. Будет ли в Петербурге памятник Тургеневу? // Невское время. 1999. 3 марта).
Памятник по проекту Неймана и Свешникова был заложен в Староманежном саду 2 нояб. 1999 г. [Майдаченко Р. Бронзовый Тургенев на Манежной // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 3 нояб.; Аноним. Классика литературы и шефа русской контрразведки увековечат в бронзе // Смена. 1999. 3 нояб.; Щукина Л.А. Здравствуйте, Иван Сергеевич! // Новости от СВ (Петербург). 1999. 11 нояб. № 20 (101)]. На другой день появилось распоряжение губернатора № 1163-р от 03.11.1999 «Об установке памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу», в котором указывался срок — 2000 г. и место — Староманежный сад.
Нейман и Свешников сделали симулякр известной скульптуры «Юпитер» (I в.), хранящейся в Эрмитаже. При этом памятник хранит многие черты борьбы натурализма с соцреализмом, не случайно один из рецензентов отметил наличие натуралистических деталей наряду с чертами сходства с Зевсом Фидия: «Есть в памятнике нечто героическое, но есть и стариковское, именно что подагрическое. Тяжелая палка, сросшаяся с пьедесталом, тяжелые одежды, пугающе тяжелая кисть левой руки в перчатке <…>. В то же время пуговицы неряшливо расстегнуты, из-за отворота торчит нелепое пенсне.
Эта неудачная деталь, прямо скажем, разрушает целостный замысел. <…>Перед нами достижение официального искусства, не лишенное некоторых достоинств» (Саблин И.Д. Хороший, современный скульптура // Петербургский час пик. 2001. 22 — 28 авг. № 34. С. 15). Авторы, хотя и боролись с соцреализмом натуралистическими средствами, тем не менее попытались сохранить вытянутую вперед руку — главный итог всех соцреалистических поисков, их художественную вершину. Однако руку эту все же решили оправдать, и так, вероятно, возникли посох и сходство с эрмитажным Юпитером, вполне бессмысленное в случае с Тургеневым. По странному совпадению сидящий Тургенев с посохом напоминает сидящего Гоголя с тростью работы В.П.Бублева, который планировалось разместить на той же Манежной пл. (об этом см. в комментарии к памятнику Гоголю). Ср.: «Сидит писатель внушительно в кресле, патриаршески на посох опираясь, и до странности смахивает на Ивана Грозного работы Марка Антокольского. Либеральный, чувствительный певец родной природы <…>странен в виде неистового деспота» (Колдобская М. Памятник школьной программе // Новое время. 2001. 2 сент. № 35. С. 7).
Бронзовое изображение поражает своими гигантскими размерами, к тому же скульптура в два раза выше постамента, что дополнительно усиливает эффект («приземистый постамент, похожий на надгробье» — Саблин И.Д. Хороший, современный скульптура // Петербургский час пик. 2001. 22 — 28 авг. № 34. С. 15). Можно считать размеры следствием натуралистического метода, ибо рост Тургенева составлял 190 см. «Я знал, что Тургенев большого роста. Но он превзошел мои ожидания. Он показался мне великаном <…>» (Толстой С.Л. Очерки былого. 3-е изд., исправленное и дополненное. Тула, 1968. С. 312; воспоминание относится к 1878 г.). Ср. с жутким впечатлением В.В.Розанова: «Физиологически отвратительное Тургенева заключалось в том, чего совершенно не видно на портрете, как известно — скорее поразительной красоты, гармонии и изящества: его крупная голова сидит не только на более крупном, но — неизмеримо более крупном теле, которое точно все распухло как у покойника-утопленника. Тело его, фигура его до того огромна, точно это какая-то мебель, а не живой, настоящий человек <…>» (Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 2000. С. 347).
Крайне неудачно выбрано место для установки памятника, маленький Староманежный сад слишком мал для такого массивного монумента, а элитный дом (арх. М.А.Рейнберг и А.Г.Шаров) стал очень плохим и абсолютно бессмысленным фоном (им, кстати, могло оказаться и новое здание финского консульства, которое претендовало на этот участок, но потом оказалось на Преображенской пл.). Вначале планировалось, что памятник будет располагаться на фоне глухой кирпичной стены (за этой стеной до строительства элитного дома располагался Центр технического обслуживания «Спецавтоматика» производственного объединения «Севзапспецавтоматика», имевший адрес: ул. Ракова, 12), что было бы, несомненно, более выигрышно для монумента. Элитный дом вместе с памятником перед ним навсегда вошли в список построек, которые портят центр города, см., например, десятку таких зданий, сформированную А.Д.Марголисом: «Пентхауз на Манежной пл. между двумя корпусами Росси, а также немасштабный памятник Тургеневу, который там установлен» (Нигматуллина К. Как исчезают города // Дом: Приложение к газете «Реклама Шанс». 2006. 5 июня. № 67. С. 4).
Между прочим, строительство элитного дома на этом месте было незаконным: по охранному законодательству, действовавшему в 2000 г., новое строительство было очевидным нарушением (в соответствии с охранным зонированием и списками лакун, утвержденными сначала решением Исполкома Ленгорсовета № 1045 от 30.12.1988 и приказом Министерства культуры № 129 от 18.10.88, а спустя два года решением Исполкома Ленгорсовета № 1066 от 17.1990 «Об утверждении Ведомственных строительных норм реконструкции и застройки исторически сложившихся районов Ленинграда»). Здание пытались задним числом узаконить в 2004 г., введя «пятно», на котором элитный дом стоит, в новый список лакун (см. распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 6.7.2004 № 67/1-рп «О Перечне участков исключений (лакун) в границах объединенной охранной зоны Санкт-Петербурга». Приложение), но, кажется, список этот узаконить так и не удалось.
Об отсутствии средств на создание и установку памятника Тургеневу, а также о том, что модель в глине готова и утверждена Градостроительным советом, см.: Рахманов Л. Памятник Тургеневу уже готов. Но пока только в глине // СанктПетербургские ведомости. 2000. 24 февр.; Аноним. Есть хорошее начало // Новости от СВ (Петербург). 2000. 25 февр. № 3 (109). Постамент был безвозмездно предоставлен ПО «ЗАО „Возрождение»», председатель совета директоров которого, И.В.Букато, впоследствии приобрел квартиру в доме 12а по Итальянской ул. О завершении работы над объектом 31 мая 2001 г. на заводе «Монументскульптура» см.: Трефилов Ю. На Манежную, к Тургеневу… //Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 2 июня.
Об открытии памятника см.: Милкин А. Тургенев в «Собачьем садике» // Невское время. 2001. 13 июля; Марусина Л. Нептун в дворянском гнезде // Смена. 2001. 20 июля. Приложение: В номер. № 17. [С. 1]; Зарецкая Ж., Кутейникова Е. Сел Тургенев на Манежной // Вечерний Петербург. 2001. 14 авг.; Леусская Л.Е. Где встретился Тургенев с Полиной Виардо: Памятник великому русскому писателю откроется сегодня на Манежной площади // Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 14 авг.; Лурье Л., Полотовский С. Прогулка по Итальянской: от Бендера к Тургеневу // Коммерсантъ. СанктПетербург. 2001. 14 авг. С. 14 (памятник интерпретирован как продолжение линии сталинского классицизма);
Милкин А. Улыбнитесь, Иван Сергеевич! // Невское время. 2001. 15 авг.; Орешкин А. Тургенев против распустех // Смена. 2001. 15 авг. (отмечено, что бронзовый Тургенев похож на Я.Я.Неймана и главного художника Петербурга И.Г.Уралова); Мартовицкая А. Писателю и страннику // Культура. 2001. 16-2 2 авг. № 31. С. 2; Беркович М. Тургенев украсил наш город своим появлением на Манежной площади // Новости от СВ (Петербург). 2001. Авг.- сент. № 14 (151); Для Тургенева нашли подходящее место [Беседа Б.Пипия с Н.Никитиной, старшим научным сотрудником Пушкинского дома] // Независимая газета. 2001. 30 окт. С. 8. См. также: А.П. <Без заглавия>// Нева. 2002. № 2. С. 232; Лурье Л. Здесь будет Бендер заложен // Коммерсантъ — Власть. 2002. № 22. 11 июня. С. 23 — 24; Беговых Н. Поэтам и поэзии // Юный художник. 2002. № 10. С. 18; Пирютко Ю.М. По Малой Садовой: Путь через три столетия. СПб., 2003. С. 210. В контексте всей скульптурной ситуации в СПб памятник рассмотрен в нашей статье: Тургенев, цари и кошечки // Московские новости. 2001. 16-2 2 окт. № 42. С. 25.
До Тургенева в Староманежном саду у кирпичной стены стояла полуразрушенная ж/б «Мать» с двумя детьми — реликтовый экспонат садово-парковой глиптотеки послевоенного времени (1940-е — 1950-е гг.). При строительстве элитного дома она была уничтожена.