Памятник И.Штраусу в Петербурге на Садовой ул.

Памятник И.Штраусу. Открыт 12 июля 2003 г. Установлен в Павловске на пересечении Садовой и Звериницкой ул. Создан скульптором Эдмундом Хельмером (Edmund von Hellmer, 1850 — 1935) в 1907 г.(по другим данным в 1921 или в 1923 гг.), копия отлита в 2003 г. в Австрии под наблюдением Геро Шванберга (он же автор эскиза постамента). Бронза, гранит. Высота фигуры 250 см, высота постамента 160 см. На цилиндрическом гранитном постаменте надпись: «Иоганн Штраус. Johan Strauss». Постамент располагается на гранитной базе в форме параллелепипеда, на лицевой стороне надпись: «Установлен в 2003 г. Errichtet im jahr 2003». На левой боковой стороне базы надпись: «Дар генерального консульства Австрии к 300-летию Петербурга в память о всемирно известном композиторе Иоганне Штраусе и его павловских музыкальных сезонах 1856 — 1865». На правой боковой стороне базы та же надпись на немецком языке.

Памятник И.Штраусу в Петербурге на Садовой ул.
SONY DSC

Штраус Иоганн (сын) (1825 — 1899), австрийский композитор, дирижер и скрипач; в 1856 — 1865, 1869, 1872 гг. руководил концертными сезонами в Павловске (в здании Павловского вокзала). С русской тематикой связан ряд сочинений Штрауса: «Прощание с Петербургом» (1858), полька «В Павловском лесу» (1869) и др. «В нынешнем году оркестром вокзала будет управлять известный Штраус, который приехал уже сюда прямо из Вены. Мы имели случай видеть его. Он молодой человек, небольшого роста, довольно приятной наружности, с оригинально расчесанными усами, но без бороды. Мастерство его в управлении так называемыми садовыми и бальными оркестрами известно по отзывам иностранных журналов <…>Говорят, что он не привез с собой музыкантов, а намерен собрать оркестр здесь.

<…>Вряд ли Штраусу легко будет составить себе оркестр, потому что летом на музикусов бывает большой запрос. Впрочем, носятся слухи, что Штраус взял с компании Царскосельской железной дороги очень значительную сумму, двадцать две тысячи рублей, а с деньгами нет ничего невозможного» (Аноним. Петербургская летопись: Фельетон // Санкт-Петербургские ведомости. 1856. 29 апр.). Особенное внимание привлек первый концерт Штрауса в Павловском Воксале: «Народу в этот вечер в Павловске была бездна. Когда Штраус появился на эстраде, его встретили оглушительными рукоплесканиями, долго не умолкавшими. Каждая сыгранная им пьеса возбуждала истинную бурю. Вызывали его несчетное множество раз. <…>Рассказывают, что в заключение Штрауса несли на руках чуть ли не до самой квартиры» (Аноним. Петербургская летопись: Фельетон // Там же. 1856.13 мая).

«Во многих местах за городом берутся угощать публику музыкою. Но, разумеется, что большую часть публики привлекает г. Штраус в Павловский воксал. <…>Молодой Штраус также весьма искусный капельмейстер бальной музыки, и все посещающие Павловский воксал от него в восхищении. Однажды веселые посетители воксала подняли г. Штрауса на руки и отнесли до его квартиры» (Ф.Б. <Булгарин Ф.В.>Журнальная всякая всячина // Северная пчела. 1856. 19 мая. С. 581). «<…> Многочисленная публика в Павловске принимала в воскресенье, 12-го августа, игранную и сочиненную Штраусом польку L’inconnue. Зала содрогалась от криков bis!» (Наблюдатель. Заметки // Там же. 1856. 21 сент. С. 1063). «Штраусу, по справедливости, принадлежит пальма первенства как по составу его оркестра, так и по личному его дарованию. <…>Штраус <…>в настоящее время самый модный и, можно сказать, самый даровитый композитор вальсов. Под мелодии его сочинения ныне кружится вся Европа <…>» (Ростислав. Летние беседы // Там же. 1857. 20 июля. С. 743). Памятник И.Штраусу в Петербурге на Садовой ул.

Точная копия памятника, стоящего в городском парке Вены с 1921 (по другим данным 1923) г., — подарок генконсульства Австрии Петербургу к его 300-летию, образец европейского натурализма, точная передача скрипки, оригинально расчесанных усов и т. п. Геро Шванберг — скульптор, профессор Венского университета изобразительных искусств. О будущем открытии см.: Озерская И. Штраус вернется в Павловск: В Северной Пальмире он был влюблен и счастлив // Россииская газета. 2003. 16 мая. С. 24.

Распоряжение об установке объекта было подписано за пять дней до открытия — № 1652-ра от 07.07.2003 «Об установке памятника Иоганну Штраусу», в нем отмечалось, что оплату расходов по транспортировке памятника, монтажу памятника и постамента, установке памятного знака взяло на себя почетное генконсульство Австрии в Петербурге. Об открытии см.: Аноним. Как в Вене, но революционнее // Аргументы и факты (Петербург). 2003. Июль. № 28. С. 2; Аноним. Короля вальсов поставят на место // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 9 июля. С. 7; Аноним. Памятник королю вальсов // Невское время. 2003. 9 июля; Клушина Л. Король вальсов возвращается в Павловск // Вечерний Петербург. 2003. 9 июля;

Нефедов И. Штраус остался в Павловске // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 12 июля. С. 7; Забельская А. Штраус и цыганский барон // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 14 июля. С. 10; Студенова Ю. Иоганн Штраус вернулся в Павловск // Смена. 2003. 14 июля. С. 2; Штраус Э. Ценное и истинное в нашей жизни — это музыка // Невское время. 2003. 15 июля; Ильченко С. Штраус вернулся в Павловск // Там же; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. 14-2 0 июля. С. 45; Коршунова В. Снова Штраус играет на скрипке // Царскосельская газета. 2003. 18 июля. № 36. С. 1 — 2; Золотоносов М. Силиконовый бюст на нашей родине // Город: Петербургский журнал. 2003. № 29.4 авг. С. 13. Фотографию см.: Адреса Петербурга: Журнал учета вечных ценностей. 2006. Сент. № 23/35. С. 85

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий