Памятник Н.В. Гоголю в Петербурге

Памятник Н.В. Гоголю. Открыт 8 декабря 1997 г. Установлен на Малой Конюшенной ул. Скульпторы Михаил Владиленович Белов (хкиз), Сергей Васильевич Астапов (модель), Андрей Алексеевич Ананьев, архитектор Владимир Сергеевич Васильковский (1921 — 2002). Бронза, гранит. Высота скульптуры 340 см, высота постамента 160 см. Памятник размещен на круглом подиуме высотой 50 см, окантованном гранитом и обнесенном решеткой; сверху выполнено мощение булыжником. На лицевой стороне постамента надпись: «Николаю Васильевичу Гоголю». На тыльной стороне постамента надпись: «Памятник установлен по замыслу и на средства ассоциации „Клуб „Невский проспект». В сооружение памятника внесли вклад: Администрация Центрального района. Предприятия: „Девизгруппа», „Норд», „Пассаж», „Дом Ленинградской торговли», „Дом книги», „Невский проспект, 25″, „Свелен», „Петройл», завод „Монументскульптура», завод строительных алюминиевых конструкций, „Шельф», ресторан „Невский». Граждане: В.А.Адикаев, А.Н.Аладушкин, А.Г.Ананов, Ю.В.Архипов, Б.П.Григорьев, Ю.А.Зорин, СТ.Колесников, А.Е.Ловягин, С.В.Сайкин, В.А.Телицын, С.С.Чернова, В.А.Шевченко, С.А.Шевченко. Санкт-Петербург. 1997 год». На тыльной стороне плинта выгравирована надпись: «Авторы: ск. Белов М.В., арх. Васильковский B.C. При участии: Астапов С.В., Ананьев А.А.».

Памятник Н.В. Гоголю в Петербурге

Закладка памятника Н.В.Гоголю (1809 — 1852) на Манежной пл. в Ленинграде состоялась 4 марта 1952 г. — в день 100-й годовщины со дня смерти (см.: Закладка памятника Н.В.Гоголю в Ленинграде // Ленинградская правда. 1952. 5 марта). Конкурс проектов был проведен в Ленинграде в 1954 г. «В связи со 150-летием (так!) со дня смерти Н.В.Гоголя, исполнившимся три года назад, Совет Министров СССР постановил установить в Ленинграде памятник великому русскому писателю. Первый тур конкурса на проект памятника, проходивший в 1954 году, результатов не дал. На днях экспертно-художественный совет по монументальной скульптуре при Управлении культуры Ленгорисполкома рассмотрел проекты второго тура конкурса. Лучшим признан проект, сделанный молодым скульптором В.Бублевым. Гоголь изображен сидящим. Он скрестил руки и оперся на трость. На плечи писателя накинута крылатка, ниспадающая до земли. Фигура установлена на гранитном пьедестале, спроектированном молодым архитектором Л. (так! — М.З.) Прибульским. Памятник будет воздвигнут на Манежной площади, в сквере против Зимнего стадиона» (Аноним. Памятник Н.В.Гоголю // Смена. 1955. 2 июля; фотографию, датированную 22 июня 1955 г., см.: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов, № Бр 35322). Таким образом, лидером оказался довольно слабый проект скульптора В.П.Бублева и архитектора А.И.Прибульского (1913 — 1997), также в первую тройку вошли проекты скульптора М.Т.Литовченко (1918 — 2003) и архитектора В.А.Петрова (1916 — 1992), а также скульптора А.Г.Овсянникова (1913 — 1993) и архитектора А.Д.Бочарова (1919 — 2000) [см.: Музей городской скульптуры: Собрание советской скульптуры: Каталог. Л., 1968. С. 19,44, 54; в фондах также находится модель памятника работы скульптора Р.Н.Будилова (1906 — 1992) и архитектора А.В.Жука (1907 — 2008)]. После конкурса Бублев продолжил работу над памятником. Два года понадобилось на то, чтобы посадить Гоголя с книгой в руках (ср. с памятником Чернышевскому работы В.В.Лишева), причем, уже не на тихой Манежной площади, а на шумном Невском проспекте. «На какое-то мгновение он оторвался от чтения и мечтательно устремил взор вдаль. Скульптор хорошо передал характерные черты задумчивого, но волевого лица Гоголя, его зоркий взгляд с искорками иронии» (Кудрявцев В. Скульптор Валентин Бублев // Смена. 1957. 18 окт.). Отмечалось, что в дни празднования 250-летия Ленинграда (в 1957 г.) памятник был заложен на Невском пр. между зданиями бывшей Городской думы и Гостиного двора. Однако затем все работы остановили (есть мнение, что противником монумента выступил тогда уже влиятельный Аникушин и убедил власти законсервировать работу над памятником), и почти на сорок лет тему забыли.

Вновь о памятнике Гоголю заговорили лишь в 1990-е гг., его упомянул в своем обзоре А.Орешкин, сославшись на мнение председателя Комитета по культуре В.П.Яковлева: «Конечно, когда-нибудь памятник Гоголю появится, но стоять он будет не на Манежной площади, а ближе к Невскому, на Конюшенной» (Орешкин А. На набережной поселятся новые сфинксы // Смена. 1995. 6 апр.). Это место было зафиксировано и в решении Асссоциации государственных, коммерческих и некоммерческих организаций «Клуб „Невский проспект»», которая на пресс-конференции 27 июля 1995 г. объявила о своем создании, а заодно объявила о решении создать пешеходную зону на М.Конюшенной ул. и там же установить на средства Клуба памятник Гоголю (Ланцова Н. Нет места лучше Невского проспекта // Вечерний Петербург. 1995. 28 июля). О намерении создать памятник см.: Орешкин А. Памятник Гоголю на Малой Конюшенной: наедине со всеми // Смена. 1996. 25 янв. Вскоре памятник Гоголю был указан в числе прочих в распоряжении мэра № 268-р от 28.03.1996 «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников» (приложение 2): его создание планировалось на II — III кварталы 1996 г. (см.: Орешкин А. Новые памятники императорам, писателям и слонам // Смена. 1996. 23 янв.). 17 апр. 1996 г. мэром ААСобчаком было подписано еще и отдельное распоряжение № 386-р «Об установке в Санкт-Петербурге памятника Н.В.Гоголю», которым опять предписывалось открыть его в 1996 г. (об этом распоряжении см.: Аноним. Памятник — лучший подарок городу // Смена. 1996.6 мая). 15 мая 1996 г. открылась выставка «Художники и архитекторы Санкт-Петербурга — Центральному району», на ней экспонировался проект памятника Гоголю (см.: Щукина Л. Гоголь встанет на Малой Конюшенной // Вечерний Петербург. 1996. 17 мая).

Памятник одному из главных создателей «петербургского текста в русской культуре» — абсолютная и несомненная неудача, одна из самых «кричащих» за последние годы. В книге А.П.Крюковских «Скульптура Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк» (СПб., 2001. С. 365) ошибочно указано, что фигура писателя отлита по модели М.В.Белова, на Белова как на единственного скульптора указывали и авторы газетных статей (см.: Леусская Л.Е. «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге» // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 3 сент.; здесь для доказательства единоличного авторства Белова указывалось на то, что основой монумента стала мелкая пластика, созданная в 1985 г., которая затем была увеличена). На самом деле модель сделал скульптор С.В.Астапов, который затем отказался от своего авторства из-за низкого художественного качества памятника. Был крайне недоволен качеством памятника и архитектор В.С.Васильковский, который, по собственному признанию (сделанному в беседе с автором за полгода до своей кончины), первоначально сделал эскиз, на котором руки писателя молитвенно сложены под подбородком: архитектор видел Гоголя в состоянии крайней удрученности, Гоголя позднего периода, времени «Завещания» и «Выбранных мест…» (эскиз Васильковского 1995 г. см. в альбоме: Архитектор-художник Владимир Васильковский. СПб., 2005. С. 55; на эскизе у основания памятника расположена сидящая фигура Акакия Акакиевича за конторкой). Памятник же никаких подобных (и вообще каких-либо) смыслов не содержит. Зато на тыльной стороне четырехгранного постамента находится беспрецедентная для петербургско-ленинградских монументов надпись (беспрецедентная в точном смысле — она была первой, потом появилось множество аналогичных списков донаторов), возможно, и объясняющая причину появления монумента.

Комментарий к надписи. «Девиз-группа» — инвестиционно-финансовый холдинг. ООО «Свелен» — основанная в 1991 г. компания, занимающаяся переработкой отходов и лома металлов. ЗАО «Петройл» — компания, занимающаяся оптовой реализацией нефтепродуктов. По состоянию на конец 2001 г. гражданин Шевченко Вячеслав Алексеевич (1953 — 2004) находился в федеральном розыске, а его брат, гражданин Шевченко Сергей Алексеевич, бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, совладелец группы «Норд» и клуба «Голливудские ночи», 15 ноября 2001 г. был осужден на 7,5 лет лишения свободы условно за шантаж и вымогательство; 24 марта 2004 г. ВАШевченко был убит на Кипре вместе с Юрием Алексеевичем Зориным (1948 — 2004); см. о них и об убийстве в примеч. 228 вступит, ст.; Адикаев Владимир Алексеевич, исполнительный директор строительной корпорации «Mirax Group»; Аладушкин Александр Николаевич (р. 1966), предприниматель, с 2005 г. генеральный директор и совладелец пищевого холдинга «Аладушкин групп» (до этого назывался «ЛЕНСТРО»), в 2006 г. состояние оценивалось в 3,8 млрд. руб., об Аладушкине см.: Золотая книга Санкт-Петербурга. СПб., 2000. [Т. I]. С. 488; Ананов Андрей Георгиевич (р. 1945), ювелир, основатель (1989) фирмы «Русское ювелирное искусство», заслуженный деятель искусств РФ (1995), о нем см.: Там же. С. 688; Б.П.Григорьев — член правления ассоциации «Клуб Невский проспект»; С.Т.Колесников, глава Санкт-Петербургского представительства «Веннергрен-Вилльамс Аутдоор Медиа АБ», первый вице-президент ассоциации «Клуб Невский проспект»; Ловягин Андрей Евгеньевич (р. 1955), председатель совета директоров Балтийского банка (1996 — 1998). Саркастические рассуждения о фамилиях на постаменте см.: Кривулин В.Б. Охота на мамонта. СПб., 1998. С. 84 — 85; Мельников В.М. «Гоголевский крест» // На дне (Санкт-Петербург). 1999. 15 — 31 окт. № 20. С. 11; Костюковский В.В. Памятники на память… о спонсорах // Новые Известия. 2002. 16 мая. С. 1, 5]. Малоинтересные сведения по истории финансирования обьекта «именитыми гражданами» см.: Страсти по Гоголю, или Заколдованное место // Невское время. 1997. 31 окт. (=Наблюдатель. 1997. 31 окт. — 7 нояб. № 30. С. 4).

Статую на постаменте окружают четыре гигантских фонаря, равной высоты с фигурой, поставленные к ней недопустимо близко: Гоголь оказался под караулом из четырех внушительного размера столбов. Свою лепту вносит и контекст «новорусской» улицы, подвергнутой «евроремонту» и сделанной «пешеходной зоной» (открыта в мае 1997 г.). Подготовка к открытию и само открытие памятника вызвало дежурный восторг репортеров городских газет (Леусская Л.Е. «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге» // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 3 сент.; Орешкин А. Гоголь восстал. В бронзе и на пьедестале // Смена. 1997. 6 дек.; Леусская Л.Е. Страницей Гоголя ложится Невский // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 9 дек.; Орешкин А. Памятник Гоголю предостерегает // Смена. 1997. 9 дек.; Позняк Т. Здравствуйте, Николай Васильевич! // Невское время. 1997.9 дек.) и даже одно «стихотворение в прозе», построенное как «репортаж впечатлений при круговом обходе» и читающееся как пародия на искусствоведение («Глазам собравшихся предстал изысканно-угловатый Николай Васильевич. Однако по мере прогулки вокруг памятника впечатление меняется. Фигура приобретает все большую цельность, тяжеловесность. Огражденная решеткой круглая площадка смыкается вокруг Гоголя, и кажется, что он движется по кругу, сосредоточенно и безнадежно. Дальше — больше. Со спины Николай Васильевич выглядит особенно трагично. Его тяжеловатая фигура чуть смещена вправо, и эта неожиданная асимметрия создает совершенно особое впечатление беспомощности. Наконец, мы оказываемся сбоку и справа от памятника — теперь он поражает диссонансами: неровными углами и беспокойными диагоналями. Элегантность обернулась хаосом. Еще несколько шагов, и все заканчивается. Николай Васильевич вновь по-уайльдовски красив» — Гиндина Е. Гоголь вернулся на круги своя // Вечерний Петербург. 1997. 9 дек.). См. также: Петров А. Где ты, низенький чиновник с лысинкой во лбу? // Нева. 1998. № 2. С. 207 — 208.

Памятник Н.В. Гоголю в Петербурге

С хтетической точки зрения памятник мизерабелен. «На мой взгляд, он посредственный скульптор, так что-то придумывает, достаточно пошлое, но не в этом проблема. Вылезают посредственности, самые что ни на есть, рядом с которыми он гений. Они захватывают инициативу, им помогают спонсоры. В городе появился ужасный памятник Есенину, не лучше и Гоголю, конкурс никто не объявлял, на постаменте — позор для Петербурга — написано, что помогал ресторан такой-то. Старинную улицу — Малую Конюшенную — вконец испортили. Дурновкусие! Наверное, оно знамение времени. Ведь президент Академии художеств — Церетели!» (Левон Лазарев: Без большой идеи искусство скульптуры жить не может! // Невское время. 1998. 17 апр. С. 5). «Памятник какой-то слишком хрестоматийный, стилизованный непонятно подо что, стройно-неуловимый, готически вытянутый, с каким-то стыдливо-трагическим боковым разворотом головы, с опущенным вниз лицом — как будто самому Гоголю стыдно за то, что он таким получился и вынужден здесь стоять. Вблизи монумент выглядит внушительно — исчез тот первоначальный вариант, когда карликовый Гоголь находился словно в клетке высоченных фонарей — учитывая замечания, авторы проекта подняли уровнь постамента и занизили фонари, — но общий вид это вряд ли спасает» (Хрущев А. Гоголя не видно // Смена. 1997. 18 дек.). «Равнодушие, спокойный поворот и наклон головы — никакого драматизма, никакой фантасмагории, боли за человека, муки совести, болезни души; ровным счетом ничего от автора „Шинели», „Носа» и „Записок сумасшедшего», русского Гофмана, испытавшего ощущение бездны. Автора знаменитого „Завещания» и „Выбранных мест…», обличителя „департаментов подлостей и вздоров», значительных лиц… Наклон головы означает задумчивость, но в сочетании с горделивой статностью фигуры свидетельствует, скорее, о том, что великий писатель погружен в думу о собственном величии. Впрочем, вышло это случайно: памятник бесконцептуален, и в этом смысле лжив, сразу напоминая о многочисленных произведениях периода социалистического реализма» (Золотоносов М. …И такие Гоголи, чтобы нас не трогали // Московские новости. 1998. 1 — 8 февр. № 4. С. 29). Если стоящая фигура напоминает о московском памятнике Гоголю работы Н.В.Томского (1952), то поворот-наклон головы — о московском же памятнике Гоголю работы Н.А.Андреева (1909); в итоге возникла химерическая «склейка» двух московских монументов.

Интерес представляет исследование будущего памятника, предпринятое еще в процессе работы над ним: «В решении самой фигуры сразу бросается в глаза стремление к обобщенности и компактности основных форм. Художник уплотняет пластическую массу, пытаясь вызвать ощущение монументальной целостности и значимости. Отчасти автор решил поставленные перед ним задачи — скульптура в целом состоялась. В ней есть проработанная вылепленность, весомая объемность. Однако фигура писателя выглядит несколько грузной и скованной, словно оцепеневшей, а лапидарность пластического языка граничит с грубостью изображения. Есть в памятнике и черты устаревшей скульптурной иконографии. Так, писатель предстает перед нами в полный рост со скрещенными на груди руками. Этот жест, часто встречающийся в скульптуре, очевидно, должен выражать душевное одиночество и трагичность судьбы Гоголя. О том же свидетельствует грустное лицо писателя с опущенными вниз глазами. При круговом осмотре скульптуры почти пропадают ее индивидуальные черты, так мог бы стоять любой другой, например, Лермонтов или Горький (типичные свойства соцреалистической работы. — М.З.). Следует, правда, учесть, что окончательный вариант еще не найден, идет работа Скульптуру предполагается установить в центре бульвара Малой Конюшенной улицы, недалеко от Невского проспекта, в середине круглой площадки, обнесенной металлической оградой, которая с четырех сторон фланкируется высоченными фонарями (они так и остались слишком высокими. — М.З.). Их, правда, хотят укоротить, но памятник на низеньком постаменте все равно окажется визуально зажатым и придавленным, как-то нелепо и одиноко стоящим посреди улицы» (Рысюкова М. Выбранные места из полемики вокруг памятника Гоголю // Час пик. 1997. 11 июня. №85. С. 15).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: