Памятник П.К.Клодту. Открыт 24 мая 2005 г., 15 ноября 2007 г. Установлен в саду Академии художеств (между домами 2 и 26 по 3-й линии В.О.), лицевой стороной обращен к 3-й линии. Скульптор Владимир Эмильевич Горевой. Бронза, гранит. Высота фигуры 210 см, высота постамента 200 см. Надпись на лицевой стороне постамента (накладными буквами): «Скульптору Петру Клодту». Как несанкционированный объект, открытый незаконно, в конце мая 2005 г. был закрыт деревянным коробом; 14 ноября 2007 г. короб был снят, 15 ноября памятник открыли официально.
Клодт Петр Карлович [24.5 (5.6). 1805-8 (20). 11.1867], русский скульптор, один из основоположников анималистического жанра, литейный мастер, с 1838 г. профессор петербургской Академии художеств и заведующий литейной мастерской. В правой руке фигуры молоток, в левой — чекан, позади — модель памятника Николаю I (1859). О Клодте и его работах см.: Крюковских А.П. Скульптура Санкт-Петербурга. СПб., 2001. С. 198 — 209. Описание модели объекта см.: Горелик А. В «конюшне» Клодта станет одной лошадью больше // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2005. 14 февр. С. 3 («Скорее всего, памятник будет установлен на Васильевском острове, где жил Клодт. А где именно — должно решать правительство Петербурга»; указано, что модель одобрил сам З.К.Церетели; опубликована ее фотография). Высказывались подозрения, что модель памятника — дипломная работа одного из учеников Горевого, доработанная им. Во всяком случае постановка ног фигуры Клодта ученически точно скопирована с Кибелы на картине П.П.Рубенса «Союз Земли и Воды» (Эрмитаж).
9 апр. 2005 г. состоялось выездное заседание коллегии комитета по культуре в мастерской Горевого в связи с его инициативой, поддержанной вице-губернатором С.Б.Тарасовым, об установке ряда культурно-исторических памятников на внебюджетные средства (см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 12. 4 апр. С. 16). Результатом стало обсуждение трех проектов Горевого на заседании Общественного совета (Михайлова О. Быть памятнику или не быть? // Грани Петербурга: Издание Общественного совета Санкт-Петербурга. 2005. №3(18). Май). Было решено установить памятник скульптору Клодту, а также бюст Ломоносова на месте утраченного в 1946 г. здания химической лаборатории Ломоносова (В.О., 2-я линия, 43, во дворе), но отказано в установке памятника Екатерине II. Ободренный этим решением, а также внеконкурсным выбором его проекта надгробного памятника О.Ф.Берггольц (см. подробности в комментарии к этому объекту), Горевой нанял пятерых рабочих и поручил им вырыть в саду Академии художеств, на месте детской песочницы, яму глубиной три метра. Затем был сделан фундамент, а потом за одну ночь установлен предварительно отлитый по частям (причем, на собственные деньги Горевого) памятник, открытый в день 200-летия Клодта (по старому стилю). Поступок Горевого вызвал резкую реакцию руководства Академии художеств, и памятник был сразу закрыт деревянным коробом (см.: Иванов А. Он же памятник: Академик схлопотал выговор за установку собственноручно выполненной скульптуры // Новая газета (Санкт-Петербург). 2005. 20 — 22 июня. № 43. С. 23). Получился классический «черный ящик». «Разрешения на установку памятника Владимир Эмильевич не получал и общественных слушаний по этому поводу не проводил. Собственно поэтому коллеги заведующего кафедрой скульптуры PAX (должность Горевого указана неверно. — М.З.) и закрыли сей монумент черным ящиком. В июне Владимир Горевой уверял всех, что за месяц сможет провести все необходимые согласования , но сделать это ему так и не удалось. Кроме всего прочего распоряжением губернатора необходимо решить вопрос о благоустройстве прилегающей к новому монументу территории. Возможно, монумент откроют к 201 дню рождения Клодта, а может, ко Дню города» (Андреев С. Клодт остается в черном ящике // Новости Петербурга. 2005. 26 июля — 1 авг. № 29. С. 9). Об объекте см. также в нашем обзоре: Бегемот разинул рот // Город: Петербургский журнал. 2006. 17 — 23 апр. № 14. С. 17 — 18 (публикуется фотография «черного ящика»).
Сведения об объекте неожиданно вновь появились летом 2006 г.: «Нам удалось собрать весь пакет необходимых документов, однако открытие памятника не санкционировано до сих пор, — рассказывает Владимир Горевой. — За прошедший год черный ящик пришел в совершенно непотребный вид. Хулиганы пытались пробить фанерные листы и кидали в них камни. Вот я и попросил студентов заклеить дыры, а затем договорился с гастарбайтерами, которые работают с фасадом соседнего здания. Краска у них была только розовая» (Андреев С. Клодта сделали розовым: Гастарбайтеры перекрасили саркофаг памятника великому скульптору // Смена. 2006. 29 июня. С. 5). См. также: Иванов А. Розовый шкаф: День рождения скульптора отметили неожиданно // Новая газета (Санкт-Петербург). 2006. 29 июня — 2 июля. № 48. С. 18. Наконец, 9 июля 2007 г. было подписано распоряжение правительства Санкт-Петербурга № 81-рп «О мероприятиях по установке памятника П.К.Клодту». В связи с 250-летием Российской академии художеств в администрацию города поступило обращение ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий и финансово-хозяйственному обеспечению» с ходатайством об установке памятника на территории сада Академии художеств, вследствие чего и было подписано указанное распоряжение. Незадолго до открытия даже появилась статья, в которой автор требовал, чтобы памятник был извлечен из коробки: Андреев С.Клодт пожелтел по осени // Смена. 2007. 5 окт. С. 6.
О втором открытии см.: Иванов Ю. Художник на коне! // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 15 нояб.; Тищенко И. Без лишних «художеств» // Невское время. 2007. 16 нояб. С. 1 (« Зураб Церетели открыл памятник великому скульптору Петру Клодту. Этот монумент был установлен еще около года назад, однако Церетели уговорил ректора Альберта Маркина подождать с открытием памятника до юбилея. „Это своего рода восстановлние исторической справедливости, — отметил президент академии. — Раньше слишком много монументов посвящали императорам, вождям пролетариата, а сами авторы этих работ очень часто оставались в тени»»); Кончаров М. Генералов поставили на постаменты // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2007. 17 нояб. С. 8; Любимова Е. Время отдавать долги // Вечерний Петербург. 2007. 19 нояб. С. 6; Андреев С. Клодта выпустили из ящика // Смена. 2007. 20 нояб. С. 10 («Долгое время бронзовая скульптура была скрыта деревянным саркофагом»); Золотоносов М. Нет, не того так пылко я леплю // Город: Петербургский журнал. 2008. № 1. 21 — 28 янв. С. 20.