Памятник первостроителям Петербурга в Петербурге в саду им. Карла Маркса

Памятник первостроителям Петербурга. Открыт 17 октября 1995 г. Установлен в бывшем саду им. Карла Маркса (Лесной пр.), примыкающем к Сампсониевскому собору. Архитектор Вячеслав Борисович Бухаев, скульптор Михаил Михайлович Шемякин (Карданов). Гранит, бронза. Высота гранитной арки 650 см. Со стороны собора на арке надписи: «A.D. MDCCIII» (над гербом Петербурга); «У Святого Сампсония Странноприимца нашли упокоение первые архитекторы строители граждане Санкт-Петербурга. Петр Михайлович Еропкин 1698 — 1740, Александр Филиппович Кокоринов 1726 — 1772» (на русском и латинском языках). Со стороны Лесного пр. на арке надписи: «Санкт-Петербурга первостроителям»; «Андреас Шлютер 1660 — 1714, ЖанБатист Александр Леблон 1679 — 1719, Доменико Андреа Трезини 1670 — 1734, Бартоломео Карло Растрелли 1675 — 1744, Бартоломео Франческо Растрелли 1700 — 1771» (на русском и латинском языках); барельефное изображение Петра I в круге с надписью: «Петръ Велiкi Iмператоръ и Самодержецъ Всерос. 30. V. 1672 — 28. I. 1725». Объект сильно пострадал от вандализма, демонтированы все бронзовые детали.

Памятник первостроителям Петербурга в Петербурге в саду им. Карла Маркса

На боковых поверхностях арки надписи: «Архитектор Вячеслав Бухаев. Скульптор Михаил Шемякин. Октябрь 1995, Санкт-Петербург»; «Памятник сооружен на средства акционерного общества „Союзконтракт». Литье бронзы: Joel Meisner Foundry Farmingdale. N.Y. USA. Гранит: АО „Возрождение». Санкт-Петербург». Идея создать такой памятник была выдвинута В.Б.Бухаевым (по его собственному заявлению), А.А.Собчак (1937 — 2000) сразу предложил привлечь к работе М.М.Шемякина, потому что, как он выразился, «деньги дадут только под его (Шемякина — М.З.) имя». В результате расходы по установке приняло на себя АО «Союзконтракт» (см.: Емельянова Л. <Леусская Л.Е.>Памятник первостроителям // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 18 окт.). Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 1133-р «Об установке памятника „Первостроителям Санкт-Петербурга» в Выборгском районе» датировано 18 окт. 1995 г. — днем позже после фактического открытия. Эти же распоряжением сад им. Карла Маркса был переименован в Сампсониевский сад. Церковь св. Сампсония на Выборгской дороге (памятник Полтавской победе) была связана с прославлением Петра и его дела. «<…> Выбор св. Сампсония явно связан с панегирическим образом Петра — Самсона, разрывающего челюсти льва, возникающим после Полтавской победы (при этом церковь, конечно, была освящена не в честь библейского Самсона, а в честь преподобного Сампсона странноприимца — подобное перенесение вполне обычно для Петровской эпохи)» (Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого: (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 243). В XVIII в. на месте нынешнего сада, в котором стоит памятник первостроителям, были два кладбища — православное (первое в Санкт-Петербурге) и «немецкое» (инородческое), где были похоронены архитекторы Андреас Шлютер, Жан Батист Леблон, Доменико Трезини; в конце 1920-х гг. здесь был устроен Сад им. Карла Маркса (Пирютко Ю.М. «Зодчим, строителям, гражданам…»: К открытию памятника первым петербуржцам // Вечерний Петербург. 1995. 16 окт.). Памятник первостроителям заменил установленный в саду в 1933 г. бронзовый бюст Карла Маркса работы Н.В.Томского, снесенный в 1991 г. Впрочем, бюст Маркса стоял на 5 метров ближе к Сампсониевскому собору. По совету М.К.Аникушина Бухаев не стал использовать основание бюста К.Маркса.

В.Б.Бухаев, как он сообщил автору, выдвинул идею памятника и планировал сделать стол с планом Леблона на нем и стул из камня, однако потом они были изготовлены из бронзы. Согласно апологетической книге, посвященной Шемякину, замысел целиком принадлежит Шемякину: «Это будет шестиметровой высоты стена с окном. Рама в окне будет нести идею креста. На стене будут выбиты имена похороненных здесь одиннадцати архитекторов. Из окна будет просматриваться силуэт церкви Святого Сампсония, а перед окном бу- « дет стоять бронзовый стол, на нем будет лежать бронзовая карта Петербурга. Здесь же будет скромный натюрморт: хлеб, сыр, бутылка. Рядом со столом — чуть отодвинутое от него кресло с висящим на нем плащом архитектора и его треуголкой» (Петряков А.М. Михаил Шемякин. Зазеркалье мастера. М„ 2007. С. 322).

Все бронзовые детали шемякинского памятника были украдены — сначала кресло в 1998 г., потом накладные медальоны и бронзовые доски с барельефами (из девяти к марту 2002 г. оставалось два бронзовых изделия), последним стол в начале 2000 г. «Сначала с бронзового стола были отпилены маленькие детали, затем отпилили и стащили стул. Такая же судьба постигла четырехсоткилограммовый стол, в ножки которого были секретно введены стальные трубы. Но занимались крупным воровством хорошо подготовленные профессионалы, оснащенные роскошной аппаратурой. Через несколько дней были срезаны автогеном бронзовые портретыбарельефы знаменитых архитекторов. Осталась сейчас полуразрушенная гранитная плита» (От Шемякина отрезают по кусочку [интервью М.М.Шемякина Н.Дардыкиной] // Московский комсомолец. 2002. 26 апр.). «<…> Бронзовый стол был сдан в пункт скупки цветного металла за четыре тысячи рублей. В свою очередь один из антикварных магазинов города выкупил этот стол у „ломовиков» за две тысячи долларов. Из магазина стол изъяла милиция. Только тогда выяснилось, что у памятника нет хозяина, балансовая стоимость его неизвестна <…>* (Григорьев ГА, Носов С.А. Доска, или Встречи на Сенной. СПб., 2003. С. 90; документальных подтверждений эти данные не имеют). Памятник первостроителям Петербурга в Петербурге в саду им. Карла Маркса

Описание объекта по старым рецензиям: «<…> Гранитная стена, окно, прорубленное с запада на восток, где виден храм и вместо переплета — крест. Бронзовый стол. Череп на нем, бутылка рому, погасшая трубка, подсвечник и карта. Поясняет Шемякин: „Карта — знаменитый план Леблона: трезубец из трех магистралей, сходящихся к Адмиралтейству. На полях рисунки — карикатуры на Петра I. Карта забрызгана. Царь Петр, обсуждая план города, бил Леблона головой о стену. Художник закончил работу, встал от стола и отошел. Отошел в мир иной» (Орешкин А. Памятник зодчим, не имеющим могил // Смена. 1995. 18 окт.). «На большой плите располагаются голландский (петровский) стол и стул. На столе — голландский же натюрморт vanitas — череп, трубка, карта Петербурга и подсвечник. Стол стоит перед аркой, сложенной из разнообразных архитектурных деталей — стрельчатое завершение, с одной стороны — подобие барочной волюты, с другой — просто каменный куб. В окне — крестообразный оконный переплет. На арке внизу выбиты имена „первостроителей» — Трезини, Растрелли и т. д., выше повешены медальоны с их изображениями вперемешку с теми же натюрмортами vanitas и козлиными черепами» (Ревзин Г. Михаил Шемякин. Город прельстительных уродов//Сегодня. 1995. 16 дек.). Г.Ревзин писал о том, что памятник символизирует смерть и репрезентирует руины разных архитектурных эпох («от готической арки до барочной волюты»), что и выражает его постмодернистическую сущность. Грабители, точно ощутив эти смыслы, убили и сам памятник, разграбив его и этим сделав символику смерти и существования в «посткатастрофическом времени» еще абсолютнее и буквальнее. Об открытии см. также: Богословская Е.П. Памятник на месте, где плакал Петр // Час пик. 1995. 18 окт. № 186. С. 2 («<…> Множество деталей его <…>у всех присутствовавших на церемонии открытия вызывали одну мысль: надолго ли все это?»); Дмитриева Ю. Художник поставил точку // Невское время. 1995. 18 окт.; Шпанько 3. Первостроителям Петербурга посвящается // Северная столица. 1995. 20 — 26 окт. № 36. С. 1 (на открытии выступили А.Д.Марголис, А.А.Собчак, И.Г.Уралов, М.К.Аникушин). Фотографию первоначального вида памятника, сделанную 17 окт. 1995 г., см. в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов, № Ар 174896, а также в альбоме: Шемякин & Петербург. Пространство времени. СПб., 2007. С. 190.

О разрушении памятника см.: Богданова М. Памятник ищет хозяина: профили великих зодчих сдали в утиль // Невское время. 2000. 16 нояб.; Хмельник Т. Шемякин труд//Смена. 2001. 23 июня. С. 6; Елисеева М. Снести — не возвести: Разве первостроители города на Неве заслужили такое отношение? // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 27 нояб.; Орлов А. Сколько ног останется у кошки?: Новые памятники Петербурга зачастую не доживают до зрелого возраста // Невское время. 2005. 13 июля; Загацкий С. За сад обидно… // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 2 сент.; Золотоносов М. К черту первостроителей — в составе статьи: Золотоносов М. Для кого площадь? // Город: Петербургский журнал. 2005. № 36. 17-2 3 окт. С. 21; Морозова Т. Первостроителям вернут детали: Памятник в Сампсониевском саду восстановят и перенесут ближе к собору // Мой район (Выборгский район). 2007. 1 июня. № 21. С. 5; Быковская Е. Первостроителей починят в следующем году // Невское время. 2007. 4 дек. С. 6. Сам Шемякин в одном интервью объяснил причину уничтожения объекта злой волей некоего могущественного лица: «Я не настолько наивен, чтобы поверить, будто бомжи могли вот так просто собраться, распилить супермощную сталь и унести на своих пьяных ногах стол весом где-то 350 килограммов. А сейчас, когда я приехал, с него автогеном срезаны уже и рельефы… <…>Я думаю, что здесь причина кроется в человеке, который когда-то клялся, что больше памятников Шемякина в Петербурге не будет…» (Шемякин М.М. Про памятники и людей [Беседа с Е.Гиндиной] // Вечерний Петербург. 2001. 3 февр.). Возможно, имелся в виду губернатор Петербурга В.А.Яковлев: «Я много раз выступал против него. Недавно мы с ним встретились, он говорит: „Нельзя так резко выступать, господин Шемякин!» Речь шла об интервью одной газете, которое Яковлев, видимо, прочитал. Я сказал тогда довольно резко: „Фонарей в Петербурге много, на одном из них можно смело вешать Яковлева — за его отношение к городу». Город в безобразнейшем состоянии. Судите по такой мелочи: нет мусорных урн, люди вынуждены все бросать на тротуары. Урны, как сообщили мне работники города, были просто разворованы [Михаил Шемякин: Америка сыграла колоссальную роль в моей жизни [Интервью] // Вестник online. 2003. 11 июня. № 12 (323); www.vestnik.com/issues/2003/0611/win/nuzov.htm].

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий