Памятник православным воинам, погибшим на Кавказе

Памятник православным воинам, погибшим на Кавказе. Открыт 22 июня 2003 г. Установлен около церкви Успения Пресвятой Богородицы (Малоохтинский пр., 52), внутри церковной ограды. Идея Валентина Леоновича Ковалевского. Копия работы скульпторов Сергея Дмитриевича Бугаева и Андрея Николаевича Коробкова. Медная гальванопластика, гранитный валун. Высота фигуры ангела 245 см, высота валуна 230 см. На лицевой стороне валуна на шлифованной поверхности выбиты слова: «Кто отлучил нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …За тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Святой апостол Павел. Православным воинам, погибшим на Кавказе». Несанкционированный памятник.

Памятник православным воинам, погибшим на Кавказе

Композиция включает фигуру скорбящего ангела с крестом. Контекст раскрывает смысл войны на Кавказе как войны за веру, а объект развивает постсоветскую традицию национальной и конфессиональной дифференциации, с которой так тщательно старались бороться советские идеологические органы, всегда навязывавшие народу фантомный образ «нового исторического единства — советского народа». Дополнительно памятник актуализирует разделение культуры на две, духовную и светскую, — активный процесс такого разделения начался летом 1997 г. (см.: Мусин А.Е. Вопиющие камни: Русская церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. СПб., 2006. С. 133).

По договору с приходом церкви скульпторы сделали модель ангела для установки в интерьере (лето 2001 г.), к сент. 2002 г. по этой модели были изготовлены три ангела и установлены как декор люстры внутри церковного здания. Однако в процессе изготовления был нарушен технологический процесс, в результате при гальванизации на статуях образовались дендриты, потребовалась механическая обработка поверхности, которая, по сообщению скульптора Бугаева (24 июня 2003 г.), заметно исказила размеры и пропорции изображений ангелов. Например, расстояние между крыльями ангела отклонилось от исходного на 50 см. По договору с приходом авторы в 2002 г. подготовили и эскиз памятника для установки в экстерьере, однако по предложению председателя приходского совета Валентина Леоновича Ковалевского и без согласования со скульпторами, по старой модели методом гальванопластики был изготовлен еще один ангел и установлен рядом с церковью в виде памятника — несмотря на то, что фигура не предназначалась для кругового обзора. «На Малоохтинском проспекте, близ храма Успения Пресвятой Богородицы, возведенного в память о трагических днях ленинградской блокады, появился памятник солдатам, павшим на другой войне <…>. Он посвящен православным воинам, погибшим на Кавказе, и сооружен на средства православной общины Петербурга. Фигура ангела с крестом в руке стоит на гранитной плите, на которой выбит отрывок евангельского текста <…>» (Аноним. В память о павших воинах // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 24 июня). Памятник был освящен митрополитом СанктПетербургским и Ладожским Владимиром. Об открытии см. также: Аноним. Погибшим на Кавказе воинам поставили памятник // Смена. 2003. 24 июня; Аноним. Памятник православным воинам // Санкт-Петербургский курьер. 2003. 26 июня — 2 июля. № 25. С. 3; Аноним. Упокой, Господи, души героев! // Метро (Санкт-Петербург). 2003. 1 июля; Православный СанктПетербург. 2003. № 7, в разделе «Летопись».

Памятник православным воинам, погибшим на Кавказе

На территории храма находится также закладной камень с выбитым восьмиконечным православным крестом и надписью: «Храм Успения Пресвятой Богородицы заложен в память о днях блокады. 29.08.1996». 15 (28) августа православная церковь отмечает Успение Божьей Матери. Проект церкви пения Богородицы подготовил архитектор Ф.К.Романовский, однако затем у него возникли споры с заказчиком — настоятелем церкви, и в итоге Романовский был от работы отстранен, а 2-я мастерская ЛенНИИпроекта (главный архитектор проекта Ю.П.Груздев) переработала эскизный проект в соответствии с требованиями настоятеля В.В.Ерошенко (1962 — 2004) и сделала технический проект (см.: Бусева-Давыдова И. Современные храмы Санкт-Петербурга // Собранiе. 2004. № 1. Май. С. 97 — 98; Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга: Три века истории. СПб., 2004. С. 391 — 392). Строительство велось в 1997 — 2001 гг., средства предоставил В.Л.Ковалевский, президент (с 1994 г.) ассоциации «Ост-Вест», объединяющей рестораны и торговые предприятия (в 1980-е гг. Ковалевский был директором ресторанов «Кронверк» и «Невские берега», затем начальником управления общественного питания Красногвардейского района), председатель Партии православного возрождения. Ковалевский финансировал и изготовление ангела для памятника. О деятельности Ковалевского и строительстве храма см.: Ковалевский В.Л. Душа деянием жива. СПб., 1999. С. 182 — 206 (гл. 4 «Дорога к храму»); Повернемся лицом к вере // Комсомольская правда. 2002. 26 апр.: Приложение: Комсомольская правда в Петербурге. С. 3 (интервью В.Л.Ковалевского).

Комментарий к надписям. Из Послания к римлянам святого апостола Павла. 8, 35 — 36. Погибшие на Кавказе православные воины, воевавшие с «басурманами», погибли, согласно концепции создателей памятника, в войне за веру. Крещение является знаком приобщения к сакральной державе, к «православному миру»; за его пределами находятся «басурманы», наделенные всеми чертами инфернальности и связанные с бесовской силой. Посвящение блокаде Ленинграда именно церкви Успения Богородицы, очевидно, связано с датой начала блокады — 8 сентября, Рождеством Богородицы по старому стилю.

В связи с «войной за веру» см. воспоминания ст. сержанта И.В.Демушкина, заключившего 22 янв. 2000 г. контракт на шесть месяцев с в/ч 73881 (15-й мотострелковый полк гвардейской Таманской дивизии) и оказавшегося в Чечне: «8 июля <2000 г.>к нам в расположение 2 взвода 7 мср приехала на БМП-1 разведрота полка, нам ничего не объяснили, запихали в десант БМП-1 и увезли в расположение полка. Когда привезли в полк, бросили в яму, при этом избили, потом повели на КП полка. Как меня, так и других ребят на КП полка п-к Юрковский избил палкой резиновой и обвинил нас в хищении и продаже боеприпасов. При этом сказал, что много кто в 15 полку пропал без вести, и вы пропадете, если не признаетесь. <…>Наш полк перемещался в основном в горах, в боевых действиях участвовал мало. Есть было нечего, командир роты и управление выдавали процентов 30 положенного, остальное брали себе. Тушенку, хлеб — все продавали чеченцам. <…>А командир роты капитан Сафаров жил как новый русский. Противотанковые ракеты обменивали на план (наркотики). Ну и мародерство, конечно, — при мне был случай, какие-то солдаты приехали, расстреляли мирных жителей, а человек шесть девушек затащили в БТР и увезли. Потери были в основном не в бою, а так, по пьянке или из-за глупости офицеров» (Армия и Я: Материалы социологического исследования, ситуации, письма, высказывания. СПб., 2003. С. 183, 187).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий