Памятник С.Дали в Петербурге на Пушкинской ул.

Памятник С.Дали. Открыт осенью 1996 г. Установлен во дворе дома 10 по Пушкинской ул. Автор Кирилл Семенович Миллер. Пластик, картон, полиэфирные смолы; металлическая кровать. Высота постамента 400 см, фигура в натуральную величину. Несанкционированный объект. Демонтирован.

Памятник С.Дали в Петербурге на Пушкинской ул.

Дали Сальвадор (11.5.1904 — 23.1.1989), испанский художник-сюрреалист. Памятник представлял собой сидящую на настоящей металлической кровати белую фигуру Дали, сделанную из картона и пластика (недолговечность материалов предопределила краткую жизнь объекта). Поза Дали напоминает о распятом Христе, актуализируя значение слова «Сальвадор» в испанском языке — «Спаситель». Примерно в том месте, где у фигуры должны быть гениталии, размещался шарообразный стандартный электрический светильник (к памятнику была проведена электропроводка).

Эта кровать и светильник напоминают о записи из «Дневника одного гения»: «Я пребываю в состоянии непрерывной интеллектуальной эрекции, и все идет навстречу мои вожделениям. <…>Я для пущей эксцентричности придумал убирать быка с арены не так, как заведено, плоским, круговым движением провозя его вдоль края арены с помощью обыкновенных мулов, а вместо этого поднимать его вертикально вверх с помощью автожира — аппарата в высшей степени мистического, который, как на то указывает само его название, взлетает, черпая силу в самом себе» (Дали С. Дневник одного гения. М., 2003. С. 225 — 226; запись за 10 мая 1956 г. — накануне дня рождения).

Словно вслед за фантазиями о взлете кровать с фигурой Дали тоже поднята вверх — она была укреплена на кирпичной стене брандмауэра на высоте трех метров рядом со зданием, в котором находились организованные К.С.Миллером «Галерея имени Сальвадора Дали» (была основана в 1989 г., первоначально располагалась в кв. 57 дома 10 по Пушкинской ул., позже в дворовом флигеле этого дома — см.: Новый художественный Петербург: Справочно-аналитический сборник / Общая редакция и составление О.Л.Лейкинда и Д.Я.Северюхина. СПб., 2004. С. 379) и «Арт-клиника» (откуда и «больничный» образ, воплощенный в объекте, сделанный эмблемой арт-клиники).

Рекламное объявление: «Арт-клиника: Клуб Кирилла Миллера. Находится на знаменитой Пушкинской, 10, сюда часто заходят знаменитости андерграунда. В клубе доминирует медицинская тема: бар называется „Аптека», а актеры выходят в белых халатах. <…>Галерея им. Сальвадора Дали и бар открыты всю неделю» (Пульс. 1995. Июнь. С. 15). «Открывшаяся 1 апреля 1995 года „Арт-клиника», возглавляемая художником Кириллом Миллером, представляла собой странное зрелище: стены были обвешаны „Ленинианой» и „Кремлинологией» Миллера, бар назывался „Аптекой», где предлагалось „подлечиться», и был оформлен катетерами и шприцами. Позже была открыта Галерея им. Сальвадора Дали. Памятник С.Дали в Петербурге на Пушкинской ул.

Клуб ориентировался на самую широкую публику и вскоре „Арт-клиника» стала задавать тон на Пушкинской, a Fish Fabrique была вынуждена ждать окончания вечернего концерта „Клиники», после чего публика перебиралась на четвертый с половиной этаж. „Арт-клиника» закрылась в мае в связи с капитальным ремонтом здания. Начальство фонда „Свободная культура» счастливого возвращения не пообещало, так что клуб скорее всего возобновит свою деятельность в сентябре на новом месте. Новое место пока держится в секрете» (Чернов С. Питерские клубы: блеск и нищета — источник www.pchela.ru/podshiv/10/poorclubs.html). См. также: Касьяненко Ольга. «Врачи-убийцы» соберутся на Пушкинской, 10//Вечерний Петербург. 1994. 14окт.

«За какие такие провинности „загнал» Кирилл Семенович „Сальвадорушку» на трехметровую высоту и усадил на лежанку, именуемую в народе „панцирной койкой»? Хотя сам Дали получился весьма симпатичным и очень даже романтичным, похожим на белого ангела <…>В вечернее и ночное время памятник будет выполнять роль ночного фонаря, потому что шар на коленях у Сальвадора — электрифицирован!» (Федоров С. Сальвадор Дали светится на Пушкинской улице // Смена. 1996. 23 нояб.; фото П.Маркина).

Для художника с репутацией скандалиста, каким является Миллер, объект неожиданно скромен и лаконичен, напоминает работы гиперреалиста Джорджа Сигала, которого активно критиковала советская контрпропаганда как образец антигуманности (см., например: Куликова И.С. Антиискусство и буржуазная действительность. М., 1978. С. 126 — 127). Объект характерен для распространенной в 1990-е гг. репрезентации телесной смерти (см.: Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб., 2007. С. 307 — 310, особенно об объекте «Сверхчеловек» братьев Чепмэнов).

Впоследствии Миллер создал настенную композицию, посвященную 100-летию со дня рождения Сальвадора Дали в виде часов без стрелок [открыта 28 дек. 2004 г., установлена на боковом фасаде (брандмауэре) д. 26 — 28 по Каменноостровскому пр., цемент, 300×300 см] — первый объект проекта К.Миллера по установке настенных композиций, посвященных столетним юбилеям знаменитых людей [следующим настенным объектом стал барельеф с мощным фаллическим смыслом, посвященный 100-летию со дня рождения Д.И.Хармса, — установлен там же, открыт 18 дек. 2005 г.; третий объект на брандмауэре Миллер посвятил Д.Д. Шостаковичу, объект открыт 12 сент. 2006 г. — в день 100-летия Шостаковича по старому стилю (фото см.: Город: Петербургский журнал. 2006. № 33. 18-2 4 сент. С. 28 — 29)], открытие последнего, четвертого, объекта было приурочено к 100-летию академика Д.С.Лихачева и состоялось 28 нояб. 2006 г. Впоследствии проект был назван «Стена столетий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: