«Слепой» <автопортрет скульптора Д.Д.Каминкера>. Установлен на пешеходной зоне на ул. Правды (пересечение с Социалистической ул.) не позднее 28 июля 2005 г. Официально открыт 10 августа 2005 г. Скульптор Дмитрий Давидович Каминкер, архитектор Рустам Алексеевич Вафеев. Бронза. Высота 250 см.
Первоначально открытие было намечено на середину июня 2005 г. Планировалось отлить объект из чугуна, но ввиду более высокой сложности технологического процесса от чугуна отказались. См.: Леусская Л.Е. Поголовье растет: На улице Правды заложен парк современной скульптуры // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 4 авг.; Аноним. Скульптурное троеточие // МК в Питере. 2005. 17-2 4 авг. № 33. С. 2; Кончаров М. Правда окаменела // Комсомольская правда (СанктПетербург). 2005. 22 авг. С. 4; Петрова Е. Станет ли зона пар ком? // Аргументы и факты (Петербург). 2005. Авг. № 32. С. 15; Золотоносов М. Выпил с горя где был Чаркин // Город: Петербургский журнал. 2005. № 32. 19 — 25 сент. С. 22 — 24; Ильин А. Синтез традиций и новизны // Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2005. № 4 (28). Зима. С. 38.
Несмотря на надпись на информационном стенде («Скульптура „Слепой» <…>созвучна духу произведений Ф.М.Достоевского, раскрывает драму одиночества личности и призывает к состраданию»), объект не имеет отношения к Достоевскому, а сама фигура олицетворяет надменность и презрение к окружающему миру. Слепцу мир не интересен, он не страдает из-за того, что не видит, он умышленно, из презрения к миру, изображает из себя слепца. Это образ гения, презирающего мир и живущего «в-себе» и «для-себя». И «Слепой», и «Неизвестный организатор» — символические автопортреты скульптора Д.Д.Каминкера, проекции различных аспектов его внутреннего «я», основанные на сознании социальной ценности своей личности, достойной увековечения (см.: Кон И.С. Открытие «я» // Новый мир. 1977. № 8. С. 190). Ср. с анализом картины Э.Мане «Любитель абсента» (1859) как автопортрета (Ямпольский М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. М., 2000. С. 15).
«Когда возникла идея сделать сад или улицу скульптуры на Большой Московской улице, я предложил, как мне казалось, здравую мысль, за которую, к сожалению, не ухватились… В Русском музее есть коллекция современной скульптуры. Авторы могут сделать реплики этих работ, и тогда на улицу попадут качественные произведения. В свою очередь я предложил две работы, которые давно в музейном собрании. „Слепой» оказался на перекрестке улиц Правды и Социалистической. «Неизвестный организатор» (его назвали „Глашатай») встал напротив Института киноинженеров» (Глашатай в городе [Интервью ДДКаминкера] // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 15 апр.). Одновременно со «Слепым» и «Неизвестным организатором» на ул. Правды была открыта композиция «Три ангела» Б.М.Сергеева. 2 апр. 2008 г. на заседании Всемирного клуба петербуржцев были названы самые удачные и самые неудачные монументально-декоративные объекты. В числе удач оказался и «Слепой».