Памятник «Слепой» в Петербурге на ул. Правды

«Слепой» <автопортрет скульптора Д.Д.Каминкера>. Установлен на пешеходной зоне на ул. Правды (пересечение с Социалистической ул.) не позднее 28 июля 2005 г. Официально открыт 10 августа 2005 г. Скульптор Дмитрий Давидович Каминкер, архитектор Рустам Алексеевич Вафеев. Бронза. Высота 250 см.

Памятник «Слепой» в Петербурге на ул. Правды

Первоначально открытие было намечено на середину июня 2005 г. Планировалось отлить объект из чугуна, но ввиду более высокой сложности технологического процесса от чугуна отказались. См.: Леусская Л.Е. Поголовье растет: На улице Правды заложен парк современной скульптуры // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 4 авг.; Аноним. Скульптурное троеточие // МК в Питере. 2005. 17-2 4 авг. № 33. С. 2; Кончаров М. Правда окаменела // Комсомольская правда (СанктПетербург). 2005. 22 авг. С. 4; Петрова Е. Станет ли зона пар ком? // Аргументы и факты (Петербург). 2005. Авг. № 32. С. 15; Золотоносов М. Выпил с горя где был Чаркин // Город: Петербургский журнал. 2005. № 32. 19 — 25 сент. С. 22 — 24; Ильин А. Синтез традиций и новизны // Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2005. № 4 (28). Зима. С. 38.

Несмотря на надпись на информационном стенде («Скульптура „Слепой» <…>созвучна духу произведений Ф.М.Достоевского, раскрывает драму одиночества личности и призывает к состраданию»), объект не имеет отношения к Достоевскому, а сама фигура олицетворяет надменность и презрение к окружающему миру. Слепцу мир не интересен, он не страдает из-за того, что не видит, он умышленно, из презрения к миру, изображает из себя слепца. Это образ гения, презирающего мир и живущего «в-себе» и «для-себя». И «Слепой», и «Неизвестный организатор» — символические автопортреты скульптора Д.Д.Каминкера, проекции различных аспектов его внутреннего «я», основанные на сознании социальной ценности своей личности, достойной увековечения (см.: Кон И.С. Открытие «я» // Новый мир. 1977. № 8. С. 190). Ср. с анализом картины Э.Мане «Любитель абсента» (1859) как автопортрета (Ямпольский М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. М., 2000. С. 15).

Памятник «Слепой» в Петербурге на ул. Правды

«Когда возникла идея сделать сад или улицу скульптуры на Большой Московской улице, я предложил, как мне казалось, здравую мысль, за которую, к сожалению, не ухватились… В Русском музее есть коллекция современной скульптуры. Авторы могут сделать реплики этих работ, и тогда на улицу попадут качественные произведения. В свою очередь я предложил две работы, которые давно в музейном собрании. „Слепой» оказался на перекрестке улиц Правды и Социалистической. «Неизвестный организатор» (его назвали „Глашатай») встал напротив Института киноинженеров» (Глашатай в городе [Интервью ДДКаминкера] // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 15 апр.). Одновременно со «Слепым» и «Неизвестным организатором» на ул. Правды была открыта композиция «Три ангела» Б.М.Сергеева. 2 апр. 2008 г. на заседании Всемирного клуба петербуржцев были названы самые удачные и самые неудачные монументально-декоративные объекты. В числе удач оказался и «Слепой».

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий