Памятник «Святитель Николай» в Петербурге в пос. Ленинское

«Святитель Николай». Открыт в декабре 2002 г. Установлен в пос. Ленинское Выборгского района Ленинградской обл., на территории храмового комплекса, около церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Скульптор Зураб Константинович Церетели (Москва). Бронза. Высота 270 см.

Памятник «Святитель Николай» в Петербурге в пос. Ленинское

Первый удачный опыт проникновения Церетели в Петербург (о попытках см.: Яковлева Арина <Лихачева Л.Н.>Футляр для шедевров // Общая газета. 2001. 30 авг. — 5 сент. № 35. С. 10; Золотоносов М. Церетели: Петербургская охота // Московские новости. 2002. 8-2 1 янв. № 1/2. С. 32; Он же. От беспорядка к анархии: Аналитический репортаж с городского чемпионата скульптуристов // Дело (Санкт-Петербург). 2002. 18 нояб. № 43. С. 7). Изображен Святитель и Чудотворец Николай. Скорее всего, статуя была установлена и открыта к Николе зимнему — 5/19 дек. Метод создания без труда опознается по этой работе и типичен для Церетели: элементарное копирование известного образца (ср.: Талалай М. Моисей Васильевич Гоголь. Новый русский монумент на берегах Тибра // Петербургский час пик. 2003. 16-2 2 апр. № 16. С. 12; дар Риму, памятник Гоголю работы Церетели, является копией «Моисея» Микеланджело). Николай «срисован» с широко известной иконы ростовского письма первой четверти XIV в. «Никола», находящейся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (см.: Ильин М.А. Загорск. Л., 1971. С. 15 — 20). Икона знаменита тем, что считалась келейной иконой игумена Сергия Радонежского, в числе других она была спасена монахами от татарского разгрома. При поиске сходства, прежде всего, обращают внимание тонкие длинные пальцы правой руки, которые на иконе были немного расслабленно приподняты в благословляющем жесте, а у статуи вульгарно торчат вверх, напоминая то ли литеру «V» («victory», «победа»; англо-американский жест), то ли бандитскую «распальцовку». Как и на иконе, скульптурный Николай левой рукой держит книгу, однако на иконе он демонстрирует ее зрителю и одновременно прижимает к сердцу, причем глубину и амбивалентность этого жеста скульптура опять-таки вульгаризует. Вульгарно воспроизведена и широкая лента епископского омофора с крестами, расправленная так, чтобы лучше был виден ее рисунок, явно избыточны чересчур подробно проработанные рисунки на фелони [см.: Золотоносов М. Крошка Ц. // Новый мир искусства. 2003. № 4 (33). С. 30 — 31].

Эта же статуя, изготовленная с незначительными изменениями, была преподнесена в дар итальянскому городу Бари от имени России и В.В.Путина (Аноним. Никола Угодник едет в Италию // Московская правда. 2003. 21 мая) и открыта там 8 мая 2003 г., поскольку в 1087 г. мощи Святого Николая были перенесены из Мир Ликийских в г. Бари (сообщения об открытии и фотографию итальянского памятника см.: Панюшева Н. Дар городу Бари //Декоративное искусство. 2003. № 1/2. С. 8 — 9; см. также: Перфильев В.И. Религиозная тема в скульптуре // Декоративное искусство. 2003. № 7/8. С. 87 — 99). Кстати, 14 марта 2007 г. Путин посетил г. Бари. Церетели же продолжил попытки размножения фигуры Святителя Николая: известно, например, что 21 июня 2007 г. скульптуру отвергла Тамбовская епархия, обнаружив канонические нарушения.

Между прочим, в 2004 г. у РПЦ и чекистов (пограничной службы) возник оригинальный план (акция «От Калининграда до Чукотки»): пометить все крайние рубежи России часовнями и памятниками святителю Николаю работы скульптора Сергея Михайловича Исакова (Батайск), которые по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II устанавливаются на территориях воинских частей или обьектов ФСБ (на пограничных заставах). Первым 16 авг. 2003 г. был открыт памятник в Ейске, затем 11 авг. 2004 г. на Чукотке, в Анадыре, затем 15 февр. 2006 г. памятник открыли в Кавказском регионе — Майкопе (бронза, высота статуи 600 см, высота гранитного постамента 400 см), а 14 окт. 2006 г. в Омске (бронза, высота 600 см). 24 июля 2007 г. памятник установили на пограничной заставе курильского острова Танфильева, к этому моменту памятники помимо Анадыря, Ейска, Майкопа и Омска также стояли в Батайске (Князьков С. Новая слава Батайска// Красная звезда. 2003. 9 окт.), в Калининградской области, в Петропавловске-Камчатском, в Элисте, а также на территории Главного клинического госпиталя ФСБ (Москва), где объект был открыт 8 мая 2007 г. Затем еще три памятника в 2007 г. появились на территории Архангельской епархии: на Земле Франца Иосифа, на архипелаге Новая Земля и в самом Архангельске. 23 мая 2008 г. памятник открыли в Тамбове (в чем ранее было отказано Церетели с его типовым памятником святителю Николаю), причем здесь Исаков предложил модификацию: в правой руке у Николая — меч, в левой — модель храма. Наконец, в авг. 2008 г. открытие очередного Николая состоялось в пос. Хасан Приморского края, оно было посвящено 70-летию войсковой операции у озера Хасан. В итоге вся Россия оказалась перекрещенной с севера на юг и с запада на восток своеобразным «духовным крестом», а святитель Николай вполне заменил в качестве знака для разметки территории статую Ленина [ср. с пародией на «географическую магию», символически обозначающую «собирание земель», в романе В.Г.Сорокина «Сахарный Кремль»: «Нарисовав на белой корове карту России, они совершили некий магический ритуал, расчленили животное и стали развозить куски коровьего тела по отдаленным областям государства Российского и скармливать иностранцам» (Сорокин В.Г. Сахарный Кремль. М., 2008. С.97). «Собирание земель» в пародии перевернуто и превращено в расчленение]. Памятник «Святитель Николай» в Петербурге в пос. Ленинское

В итоге Сергей Исаков к 2007 г. стал главным православным скульптором России, рекордсменом по числу изваяний святых, евангелистов и т. п. (см. апологетический материал о нем на сайте православного информационного агентства- «Русская линия» www.rusk.ru/st.php?idar=112339), а Церетели не смог наладить контакты с русскими националистами, чтобы поставить копию памятника святителю Николаю еще и в Тамбове. Очевидно, этому активно противодействовал АЮ.Быков, председатель правления благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца и председатель издательского совета Московской патриархии (Быков родом из Тамбова; вместе с генерал-полковником М.И.Чепелем, родившимся в Ейске, он основал фонд, об их занятиях на одном из сайтов скромно сказано, что они — «миряне, осуществляющие международные проекты в области ядерного разоружения и энергодиалога России и европейских стран»; иллюстрированный отчет о деятельности фонда см.: Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца. Издание третье, переработанное. М.; Бари, 2001 — 2003). Согласно сообщению от 21 июня 2007 г., «православные верующие в Тамбовской области выразили свое недовольство бронзовой скульптурой святителя Николая Чудотворца, которую изготовил Зураб Церетели для возрождаемой Мамонтовой пустыни. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий собрал специальную комиссию, по рекомендации которой монумент был отправлен мастеру на доработку. „Художественных претензий нет — памятник исполнен великолепно. Но возникают вопросы канонического порядка. Во-первых, пальцы у святителя сложены не должным образом — не читается „Иисус Христос», — заявил заведующий архитектурно-строительным отделом Тамбовской епархии отец Георгий Неретин. — До XII века такое перстосложение было признано везде как на Востоке, так и на Западе, но сейчас считается католическим». Вторая неточность — .кардинальское» облачение. Кроме того, вместо посоха святитель Николай держит Священное Писание. „Не может наш святой так держать Евангелие, под мышкой. Надо, чтобы к груди прижимал. Да и неплохо бы обозначить, что это действительно Евангелие, а не просто книжка»», — отметил священник. Памятник должны были установить 22 мая 2007 г. — на день памяти святителя Николая. Теперь, возможно, это произойдет в начале августа, когда Тамбов планирует посетить Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II» (www.pravoslavie.ru/news/070621102931). Однако работа Церетели так и не была установлена, что вызвало его крайне злобную реакцию. «По поводу уже сделанного подарка — Николая Чудотворца, который предназначается для возрождаемой Мамонтовой пустыни и которого Тамбовская епархия якобы вернула дарителю „на доработку», Церетели высказался еще язвительнее: „Это все блеф! Какая может быть доработка? Святейший патриарх этот монумент одобрил! Дату установки — 9 августа — я сам назначил, потому что до этого времени у меня все расписано, времени нет. Один сумасшедший что-то заявил, а пресса подхватила. Передо мной уже губернатор извинился, областной министр культуры извинился. Что я повторил свой монумент, который установлен в Италии, в Бари, — вранье. Идемте — сами увидите». В соседнем зале — за стенкой от Путина-дзюдоиста и Лужкова с метлой — обнаружилась копия Николая Чудотворца, водруженного в Пенатах под Санкт-Петербургом (ошибка, статуя установлена в пос. Ленинское Выборгского района Ленинградской области — М.З.). Тамбовская епархия получит точно такой же монумент. С итальянским Чудотворцем он разнится отсутствием, во-первых, посоха, во-вторых, трех золотых шаров, символизирующих щедрость святого. „Что здесь католического?» — возмущался Зураб Константинович, единым взмахом обрисовывая свое творение. Журналисты, мало сведущие в теологии, доверчиво молчали. „Есть такие деятели — они раньше Бога ругали, а потом надели церковное облачение и, пользуясь своим положением, людей обманывают. Но Бог все видит!» — пригрозил Церетели» (Ямпольская Е. Два Николая от Зураба Церетели // Известия. 2007. 13 июля).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий