Памятник Т.Г.Шевченко в Петербурге

Памятник Т.Г.Шевченко. Открыт 22 декабря 2000 г. Установлен на Каменноостровском пр., на площади рядом с ДК Ленсовета. Скульптор Лео Мол (Леонид Григорьевич Молодожанин) (Канада), архитектор Станислав Павлович Одновалов. Бронза, гранит. Высота фигуры 280 см, высота постамента 360 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Т.Шевченко»; на плинте скульптуры надпись: «MOL 1994». Подарок Санкт-Петербургу.

Памятник Т.Г.Шевченко в Петербурге

Идея установки памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814 — 1861) существовала давно. «Впервые о необходимости поставить в Санкт-Петербурге памятник Кобзарю заговорили 130 лет назад: идею выдвинул друг и однокашник Шевченко по Императорской Академии художеств художник Михаил Микешин . В 1893 году провели конкурс; в нем, в числе прочих, участвовал Илья Репин» (Речкин В. В Петербурге — кобзарь, в Киеве — Кучма // Бюллетень недвижимости. 2000. 25 дек. — 2001. 8 янв. № 100. С 14; кстати, о попытке Микешина в 1893 г. «самовольно поместить Украинского Кобзаря-Тараса с поводырем-хлопцем» среди фигур памятника < Екатерине II > для Екатеринодара» см.: Забытая Россия: Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. [СПб.,] 2006. С. 67). Были попытки установить памятник Шевченко и к его столетию в 1914 г. (см. упоминания проектов Л.А.Дитриха и В.В.Козлова в кн.: Забытая Россия. С. 107, 109). Поскольку фигура украинского поэта была тесно связана с канонизированными русскими революционными демократами (Чернышевский, Добролюбов), памятники которым установлены были, к идее установки памятника вернулись после Октябрьского переворота. Гипсовый бюст Шевченко работы скульптора Я.Тильберга (1880 — 1972) был открыт в Петрограде около Троицкого моста 24 нояб. 1918 г. (фото см. в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов, №№ Др 53 — Др 58, Др 9589 — Др 9591; о нем см.: Крусанов А.В. Русский авангард: 1907 — 1932: Исторический обзор: В 3 т. М., 2003. Т. 2. Кн. 1. С. 67), в 1939 г. сразу два памятника Шевченко работы М.Г.Манизера были изготовлены на заводе «Монументскульптура» для Киева и Канева (работу над монументами см. на фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, №№ Гр 50077 — Гр 50080; об этих памятниках см. в современном памфлете: « В памятном 1939-м с тотальной шевченкизацией так спешили, что и киевское и каневское изваяния поэта заказали одной и той же команде деятелей искусства — скульптору Манизеру и архитектору Левинсону. Поэтому оба Кобзаря сутуловато стоят, утеплив поясницы заложенными за спину пальто и по-бычьи единообразно свесив лобастые головы с ужасающими усами» — Бузина Олесь. Вурдалак Тарас Шевченко: Интеллектуальный триллер. Киев, 2000; гл. 1 «Берия в президиуме шевченковского юбилея»). Иными словами, традиция установки памятников Шевченко восходит одновременно и к ленинскому плану монументальной пропаганды, и к сталинскому соцреализму. «Именно в 1939-м году товарищ Сталин с присущей ему гигантоманией окончательно утвердил в Советском Союзе культ деда Тараса » (Бузина Олесь. Указ. соч.). Поэтому открытие монумента в Петербурге — прямое следствие канонизации Шевченко, относящейся к периоду расцвета сталинизма — к 1939 г., когда отмечалось 125-летие со дня рождения, сопровождавшееся пышной пропагандистской кампанией (к тому же тесно связанной с захватом территорий Западной Украины и Западной Белоруссии, начатым 17 сент. 1939 г.), в ходе которой Шевченко «однажды и навсегда» был объявлен гениальным поэтом и значительным художником (см. заметку Э.Ф.Голлербаха, датированную 12 окт. 1939 г.: Голлербах Э.Ф. Встречи и впечатления. СПб., 1998. С. 241 — 242). Кстати, Шевченко — в силу заложенной традиции — пользовался и особым покровительством Н.С.Хрущева (детали см.: Егоров Б.Ф. О различении научных розыгрышей и фальсификаций // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тар- * ту, 1992. С. 504). Об исключительном значении Шевченко для конструирования украинской территориальной культуры см.: Дамберг С, Рабжаева М. Могила как метафора и метонимия: случай Украины // Новое литературное обозрение. 2000. № 44. С. 62 — 71; Кучерук А. Сколько есть памятников Кобзарю?: Одним из символов Украины и всех украинцев мира является Тарас Шевченко //День (Киев). 2004. 10 сент. С. 19.

Сбор средств на памятник в Ленинграде активно велся уже в 1988 г. (свидетельство см.: Лебединская Т. Не забыт в семье великой // Вечерний Ленинград. 1988. 30 июня). 28 февраля 1989 г. было принято решение исполкома Ленгорсовета № 131 «О проведении открытого конкурса на лучший проект памятника Т.Г.Шевченко». 9 марта 1989 г., в день 175-й годовщины со дня рождения, на площади около кинотеатра «Прибой», рядом с ул. Шевченко, был установлен закладной камень (см.: Аноним. Певцу семьи вольной, новой… //Ленинградская правда. 1989.10 марта), однако начинание развития не получило. Распоряжением мэра № 185-р от 09.03.1994 «Об установке памятника Т.Г.Шевченко» памятник работы Лео Мола предписывалось в 1995 г. установить перед южным фасадом здания Библиотеки Академии наук. На другой день после подписания этого распоряжения появилась статья, написанная функционером Петербургского общественно-культурного объединения имени Тараса Шевченко, в которой сооружение памятника объявлялось одной из двух важнейших задач организации (Жигло А. Семнадцать лет из жизни Кобзаря // Санкт-Петербургские ведомости. 1994. 10 марта). Вскоре около здания Библиотеки Академии наук был заложен фундамент, открытие уже планировалось на 21 мая 1995 г. (Орешкин А. У нас будет бронзовый Шевченко // Смена. 1995. 5 апр.). В этой статье сообщалось, что памятник работы Лео Мола высотой 304 см отливается в Мюнхене, т.к. только там «освоена технология, позволяющая выполнить его весом в 400 килограммов, с тонкими стенками и тонкой проработкой мелких черт лица, фигуры и плаща. Шевченко будет стоять в полный рост. При тщательном рассмотрении удастся заметить, что левой рукой он вытаскивает из под плаща книгу. Скульптура Лео Мола — дар его Петербургу, изготовление постамента и благоустройство вокруг финансирует и организует научно-производственная фирма „Тарс», директор которой — родной племянник Лео Мола , выходца из России, попавшего в плен во время войны и эмигрировавшего во Францию, а затем в Канаду» (Орешкин А. Указ. соч.). См. также: Рахманов Л. Шевченко встанет рядом с Ломоносовым // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 5 апр.

Однако вследствие протестов со стороны руководства университета (« Установка памятника в колыбели русской науки исторически не оправданна и носит больше политический, нежели культурно-мемориальный характер» — из решений ученого совета университета; на заседании ученого совета присутствовал главный художник Санкт-Петербурга И.Г.Уралов, который отверг доводы совета, но совет обратился к мэру А.А.Собчаку с просьбой установить памятник в сквере, прилегающем к ул. Шевченко на Васильевском острове, где был установлен закладной камень, — см.: Хозиков В. Шевченко и Двенадцать коллегий… // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 6 июня; см. также: Водолазкин Е. Архитекторы стихов не читают? // Невское время. 1995. 11 мая) появилось распоряжение мэра № 1241 от 28.11.1995 «Об установке в Санкт-Петербурге памятника Т.Г.Шевченко», которым прежнее распоряжение № 185-р было отменено, а памятник переадресован на безымянную тогда площадь рядом с ДК им. Ленсовета (с 21 мая 2001 г. она носит название площадь Шевченко — см. распоряжение администрации № 206-ра от 21.05.2001 «О Румянцевской площади и площади Шевченко»). Именно здесь, кстати, в 1989 г. предполагали установить памятник братьям Вавиловым. Рекламу проекта Лео Мола см. в статье: Воронов В. Памятник на Славянской площади // Вечерний Петербург. 1996. 3 янв. (отмечено, что архитектор Одновалов предложил назвать безымянную площадь Славянской).

В распоряжении № 1241 был вновь назван автор — Лео Мол, а установка намечена на 1995 г.; в распоряжении № 268-р от 28.03.1996 (приложение 2) установку перенесли на II квартал 1996 г. (см.: Орешкин А. Новые памятники императорам, писателям и слонам // Смена. 1996. 23 янв.), однако лишь 15 нояб. 1997 г. памятник был заложен, открытие же наметили на 15 июня 1998 г. (Гейзер Е., Калюжный М. Кобзарь с третьей попытки // Вечерний Петербург. 1997. 17 нояб.; Аноним. Великий Кобзарь приедет из Канады // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 18 нояб.; Орешкин А. Еще одна попытка вернуть Тараса Шевченко в Петербург // Смена. 1997. 19 нояб.). В 1996 г. бронзовая фигура поэта была доставлена в Петербург из Мюнхена и хранилась на складе. Свою версию событий изложил А.А.Собчак. Он утверждал, что просил у президента Украины Л.Д.Кучмы статую Александра II работы М.М.Антокольского в обмен на установку в Петербурге памятника Т.Г.Шевченко работы Л.Мола, однако дело с обменом заглохло, вследствие чего памятник Шевченко и остался на складе музея городской скульптуры (см. эти воспоминания Собчака в комментарии к памятнику Александру II).

Резкой и справедливой критике место установки памятника Шевченко подверг архитектор В.М.Мельников (см. его статью: Монументальное нашествие, или Украшение вместо почтения // Невское время. 1998. 14 июля; по утверждению автора, его статья на два года отсрочила открытие монумента). Сам объект лишен художественной ценности, безлик, в профиль с определенных обзорных точек кажется падающим вперед. Кстати, как сообщил автору С.П.Одновалов (28 мая 2008 г.), это единственная работа Лео Мола, посвященная Шевченко, которую скульптор делал без заказа, «для себя».

Памятник Т.Г.Шевченко в Петербурге

Памятник собирались открыть в окт. 2000 г. (Аноним. На Петроградской — памятник Шевченко // Вечерний Петербург. 2000. 11 окт.), но это не состоялось, поскольку открытию решили придать статус государственного события. 20 дек. 2000 г. объект был смонтирован (Косицкая Н. Памятник Шевченко — сплошные «но»… // Комсомольская правда. 2000. 20 дек. Приложение: КП Петербург. С. 2). 22 дек. 2000 г. В.В.Путин и Л.Д.Кучма прибыли в Петербург (Аноним. Путин и Кучма увековечат Шевченко // Смена. 2000. 22 дек.), и памятник был открыт в присутствии президентов России и Украины. Открытие стало кульминацией помпезного праздника дружбы славянских народов, вполне соцреалистического по форме: «Народу собралось видимо-невидимо. Крики, женские восклицания, высунувшиеся из окон домов люди…» (Орешкин А. Президенты слились с народом // Смена. 2000. 23 дек.). «Из динамиков неслись украинские песни, стихи воплощенного в бронзе поэта, его биография, а также биография автора памятника — канадца украинского происхождения Лео Мола . Скульптор ходил тут же. Тут же продавали украинские флажки и портреты поэта Шевченко» (Слюсаренко С. Владимир Путин вспомнил Александра Пушкина // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2000. 23 дек. С. 2). Об открытии см. также: Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 23 — 29 дек. С. 1; Аноним. «…И меня в семье великой, / В семье вольной, новой…»//Вечерний Петербург. 2000. 22 — 28 дек.; Ковальский С. Шевченко нам не чужой // Невское время. 2000. 23 дек.

Об истории создания и установки этого памятника см.: Речкин В. В Петербурге — кобзарь, в Киеве — Кучма // Бюллетень недвижимости. 2000. 25 дек. — 2001. 8 янв. № 100. С. 14. В частности, в этой статье говорится: «„Ни правительство Санкт-Петербурга, ни тем более федеральное не вложили в этот проект ни копейки, — рассказывает президент Фонда культуры „Памятник Шевченко» Стефан Шурко, — правда, за счет города был благоустроен сквер на площади. Спонсорами установки стали горсовет Львова, выделивший $ 36,5 тысяч, Ассоциация городов Украины — $ 9,5 тысяч и Клуб друзей Лео Мола — $ 30 тысяч». Фактически за счет меценатов из Клуба друзей — крупных канадских предпринимателей — осуществлена отливка памятника и доставка его из Германии в Санкт-Петербург. Сотрудник Фонда „Памятник Шевченко» племянник скульптора Леонид Зюзин оценивает стоимость самой скульптуры в $ 100 тысяч. „Лео Мол и не хотел, чтобы наш проект носил какой-то официозный межправительственный характер, — говорит Леонид Зюзин, — он считал, что это должен быть народный проект». И церемония открытия виделась ему по-другому, как это происходило, например, в Вашингтоне, где на праздник собралось 150 тысяч человек со всего мира. Инициаторы проекта готовили совершенно иной сценарий торжеств по случаю установки памятника: в марте в Петербург собирались прибыть члены Клуба друзей Лео Мола, планировалась ретроспективная выставка работ скульптора в Русском музее и еще целый ряд культурных акций. По словам Стефана Шурко, о резком изменении планов его поставили в известность всего неделю назад: позвонили „сверху» и велели поменять билет для Лео Мола». О скандале, вызванном нежеланием фонда культуры «Памятник Шевченко» заплатить СМУ-1 за работу по установке памятника 542 341 руб. 20 коп., см.: Кошелева В. Обещанного три года ждут? // Экономика и время. 2001. 25 июня. № 24. С. 16; Гаврилина С. А кто платить будет? Тарас Шевченко? // Невское время. 2001. 29 авг.; Петров А. Заплатите за Тараса// Комсомольская правда. 2001. 26 сент. Приложение: Петербург. С. 3 (по решению Арбитражного суда, строителям СМУ-1 следует сумма 736 680 руб.); Он же. Монумент раздора // Комсомольская правда. 2001. 11 окт. Приложение: Петербург. С. 4 (интервью Н.Жигло, председателя Совета украинской национально-культурной автономии в Петербурге); Панов В. Кобзарю не везет. Спасать его будет Виктор Черномырдин // Парламентская газета. 2001. 27 дек.

Памятники Шевченко Лео Мол установил также в Вашингтоне (1964, высота 437 см), Буэнос-Айресе (1971, высота 370 см), Прудентополисе (Бразилия, 1989, высота 250 см) и Ялте (2007, высота 300 см). Памятник, установленный в Петербурге, напоминает бразильский. См.: Дорошенко СП. Лео Мол и его скульптуры //Литейное производство. 2001. № 9. С. 27 — 29; Степовик Д. Скульптор Лео Мол. Життя i творчiсть. Киïв, 1995. С. 64, 106, 157.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий