«Памятник Василию» в Петербурге на Васильевском острове

«Памятник Василию». Открыт 24 мая 2003 г. Установлен в курдонере д. 34 по 7-й линии Васильевского острова. Скульпторы Григорий В.Лукьянов и Сергей В.Сергеев, архитектор Станислав Павлович Одновалов. Бронза, гранит. Высота фигуры 225 см, высота плинта 10 см, высота постамента 50 см, высота гранитного основания со стилобатом 50 см. На основании два горизонтальных гранитных медальона с выбитыми на них надписями: «Бомбардир Василий Корчмин, герой легенды о возникновении названия „Васильевский остров»» (левый медальон); «Дар Санкт-Петербургу в честь 300-летия ЗАО „М-Индустрия», президент М.Бехбудов, генеральный директор С.Загудалин» (правый медальон). С тыльной стороны на плинте надпись: «Скульпторы Лукьянов Г.В., Сергеев СВ. Архитектор Одновалов С.П.». «Памятник Василию» в Петербурге на Васильевском острове

Памятник иллюстрирует топоним «Васильевский остров». Начало официальному созданию объекта, первые сведения о котором появились еще летом 2001 г. (см.: Кувшинова О. Чиновник решил клонировать Василия // Деловой Петербург. 2001. 20 июля. С. 20; автор, скорее всего, получил информацию в ТУ Василеостровского района), положило распоряжение администрации № 807-ра от 14.09.2001 «О конкурсе на лучший проект памятника, символизирующего собирательный образ Василия, на Васильевском острове» (см.: Бойко О. Памятник тому, не знаю кому // Невское время. 2001. 25 сент.; Громов И. На «Ваське» появится тезка // Смена. 2001. 29 сент. С. 3).

К делу сразу подключилась районная администрация. «Глава ТУ Василеостровского района Александр Евстрахин видит Василия сидящим на скамье, на пешеходной 6 — 7-й линии, ближе к Среднему проспекту. Он хотел бы, чтобы собирательный образ „родоначальника» острова был демократичным, а не нахмуренным. Чтобы рядом с ним фотографировались. Чтобы у него на коленях резвились дети» (Речкин В. <Лихачева Л.Н.>Здесь был Вася // Бюллетень недвижимости. 2001. 24 сент. № 74. С. 5; см. также: Аноним. …И скульптура Василия // Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 26 окт.). А.Евстрахин сразу предложил, чтобы авторами памятника стали студенты художественных вузов.

Выставка конкурсных проектов, созданных студентами Художественнопромышленной академии и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, открылась 29 дек. 2001 г. Во второй тур вышло 11 проектов (см.: Аноним. Чей Вася краше? // Невское время. 2002. 10 апр.), итоги второго тура конкурса были подведены 12 апр. 2002 г.

Три первых места получили наиболее «кичевые» изделия: два первых заняли раскрашенный «Василий-бомбардир» (автор Павел Игнатьев, внук Л.М.Холиной) — поручик артиллерии петровских времен, стилизованный под дымковскую игрушку, и сидящий на пушечном стволе бомбардир Василий (автор Григорий Лукьянов). На втором месте оказался посаженный на скамью солдат с кошкой в руках (автор Сергей Сергеев), на третьем — Василий, стоящий в ладье с веслом в руках (автор А.М.Буслаев) [об итогах второго тура см.: Аноним. Служил Василий бомбардиром // Невское время. 2002. 13 апр.; Новик Д. Василия должно быть много // Известия (Санкт-Петербург). 2002. 13 апр. С. 9; Петина М. Обретение Василия // Петровский курьер (Центральный, Адмиралтейский, Петроградский, Василеостровский районы). 2002. 22 апр. № 15].

7 июня 2002 г. были подведены итоги третьего тура конкурса, победили Г.Лукьянов и С.Сергеев, которые теперь именовались соавторами, и именно их «совместный» Василий, сидящий на пушке, планировался к установке отныне (см.: Аноним. Васька-бомбардир // Вечерний Петербург. 2002. 15 июня). Т.е. районной администрацией было намечено, что памятник обязательно будет включать фигуру солдата или офицера и пушку, выполненные с таким расчетом, чтобы «ничего нельзя было отломать».

Районные власти имели в виду, что героем памятника должен быть легендарный Василий Дмитриевич Корчмин, поручик или капитан артиллерии петровских времен (кстати, упомянутый в материале: Речкин В. <Лихачева Л.Н.>Здесь был Вася // Бюллетень недвижимости. 2001. 24 сент. № 74. С. 5), сделанный в том псевдолубочном стиле, который был принят еще в 1970-е гг. для изображения петровского времени (см., например, подборку открыток «Петра творенья» художника М.Занегина — М.: Изобразительное искусство, 1972).

Пушка же подразумевалась как один из самых ходовых символов, не случайно сам Петр I был капитаном бомбардирской роты (о пушках см. в комментарии к декоративным элементам для транспортной развязки на северном съезде с Ушаковского моста). Петербургское телевидение распространило 7 июня 2002 г. неверные сведения о том, что памятник Василию будет представлять собой контаминацию проектов П.Игнатьева и С.Сергеева. 14 июня 2002 г. впервые появилось сообщение о том, что в конкурсе победили Г.Лукьянов и С.Сергеев (см.: Беленкова Э. «Василий» на Васильевском острове // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 14 июня; Аноним. С Василием определились // Деловой Петербург. 2002. 20 июня. С. 10). Даже «дымковская игрушка» П.Игнатьева показалась недостаточно примитивной и лишенной «муляжного» сходства, необходимого для кича.

Распоряжение администрации № 1978-ра «Об установке на Васильевском острове памятника, символизирующего собирательный образ Василия» было подписано 22 окт. 2002 г., к работе соавторы приступили в конце нояб. 2002 г. 17 дек. 2002 г. датирован протокол № 1 выездного заседания художественного совета Регионального архитектурно-художественного фонда (РАХВ), в котором записано, что авторам предложили снизить «пафосность» образа и доработать жест и мимику. Протокол № 2 выездного заседания худсовета при главном художнике Санкт-Петербурга был составлен 24 дек. 2002 г.

Члены совета во главе с главным художником И.Г.Ураловым посетили мастерскую, где Г.Лукьянов и С.Сергеев работали над памятником, осмотрели модель и обсудили архитектурную часть памятника, предложенную архитектором С.П.Одноваловым. Обнаружилось, что студенты-скульпторы сделали Василия слишком «пафосным», превратив его в Петра I (резкий уклон в патриотический кич), в результате чего Уралов попросил соавторов сделать Василия более брутальным и простым.

Как сказано в протоколе, «при доработке модели вернуться к образу, созданному в первом варианте, усилить национальное звучание, сделать его более „мужицким»» (ср. с недостоверной информацией в официальном издании: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. 13-1 9 янв. № 1. С. 24). 18 февр. 2003 г. состоялось выездное заседание художественной секции Градостроительного совета, на котором присутствовали С.П.Одновалов, Б.А.Петров, Б.М.Сергеев, В.А.Сиваков, В.Л.Спиридонов, И.Г.Уралов и авторы. Были представлены рабочая модель в мягком материале (масштаб 1:5) и модель памятника в натуральную величину (в мягком материале). Рабочую модель решили считать завершенной, а работу над моделью в натуральную величину было предписано продолжить «с учетом замечаний и рекомендаций», одной из которых стало назначение (по предложению Б.А. Петрова) скульптора-куратора профессора В.Д.Свешникова (у которого оба студента учились).

Однако Свешникова Лукьянов и Сергеев в мастерскую не впустили. Следующее заседание художественной секции состоялось 6 марта 2003 г. Работа была подвергнута резкой критике: Б.М.Сергеев критиковал костюм; Б.А.Петров зафиксировал ряд анатомических ошибок (у фигуры нет костяка, нет шеи — голова посажена на воротник, грудная клетка дистрофика, под усами нет челюсти); ВАСиваков обратил внимание на то, что дуло пушки загнуто вверх (протокол заседания, составленный М.Ю.Одноваловой, не сохранил всей этой резкой критики, информацию о ней мы получили от Н.Т.Гремицкой, менеджера проекта).

В результате 6 марта было решено назначить скульптором-куратором Б.М.Сергеева, однако и он не был 11 марта допущен соавторами в мастерскую. Согласились они впустить лишь Г.Д.Ястребенецкого, который просто указывал, куда надо добавить глины. 27 марта 2003 г. художественная секция, наконец, приняла модель скульптуры в натуральную величину в мягком материале. А 1 апр. 2003 г. соавторы написали жалобу на менеджера проекта Н.Т.Гремицкую (сотрудника РАХФ), лживо обвинив ее во всех своих трудностях. Кстати, с самого начала планировалось, что отливку будут производить в мастерской Д.Гочияева (см. об этом: Аноним. С Василием определились//Деловой Петербург. 2002. 20 июня. С. 10). Но Лукьянов и Сергеев, вопреки решению художественного совета, добились отливки на «Монументскульптуре», где стоимость была вдвое выше.

Впервые об открытии памятника 24 мая 2003 г. было сообщено в конце февр. 2003 г. (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. 24 февр. — 2 марта. № 7. С. 46). «Памятник Василию, от имени которого, возможно, назван Васильевский остров, создается на средства активно работающей на Васильевском острове строительной компании ЗАО „М-Индустрия» <…>С информацией о ходе работ по изготовлению памятника выступили генеральный директор ЗАО „М-Индустрия» С.А.Загудалин и директор Регионального архитектурно-художественного фонда В.А.Сиваков. В данный момент идет работа по отливке памятника в мастерских объединения „Монументскульптура». Площадка под памятник готова, установку каменного постамента выполняет ЗАО „М-Индустрия»» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 17. 12 — 18 мая. С. 48).

«Памятник Василию» в Петербурге на Васильевском острове

Памятник установлен перед элитным домом, построенным на месте, где когда-то был двухзальный кинотеатр «Балтика», проект элитного дома был подготовлен 00 0 «Архитектурная студия М4», автор проекта — С.Гурнов [см.: Радченко И. ООО «Архитектурная студия М4»: Приоритеты и проекты // Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2006. № 2. Лето. С. 15; стоимость одного квадратного метра 1800 долларов; «квартира в этом доме — признак успеха и респектабельности» (Каталог недвижимости. СанктПетербург. Москва. С. 17 // Мир & Дом. Санкт-Петербург. 2003. № 1. Май)]. Именно перед такими домами стараются устанавливать скульптуры или памятники, становящиеся знаком «элитности».

В целом объект читается как эклектическое собрание разностильных штампов, что обязательно для кича; сам Василий безлик, а в ненатуральной, но отчасти и бытовой позе, да и во всем памятнике отразилась борьба пафоса (жест правой руки, выставленной, как на памятнике Пушкину и лишенный «бытового» объяснения; «классическая» поза; правая нога, напоминающая правую ногу князя Потемкина на памятнике Екатерине II, попирающую турецкую чалму) и «жанра» (солдат изображен в минуту отдыха; в правой руке курительная трубка с маленькой цепочкой, почти сразу украденной; правая нога поставлена на свернутый пеньковый канат; слишком подробно проработаны детали — вплоть до украшений на лафете и ненужного изображения ящерицы на пушечном стволе с тыльной стороны), так и не закончившаяся победой ни того, ни другого (об этом см.: Золотоносов М. Груз 300. Окончательный диагноз // Город. Петербургский журнал. 2003. № 24. 30 июня. С. 17). Что касается генезиса визуальных штампов, то, скорее всего, их источником является детская (что для кича почти обязательно) литература, например, книга «Ленинград. Из истории города» (Л., 1957; рисунки художников Б.М.Калаушина, Я.И.Крестовского и Ю.В.Смольникова), выпущенная к 250-летию Ленинграда, где на с. 9 на полях приведен небольшой рисунок, изображающий и пушку, и ядра, положенные горкой, и пушкаря, а на с. 10 упомянут царь Петр, попыхивающий «голландской трубочкой».

Тривиальность скульптуры, так и не преодоленная, всесторонне охарактеризована в письме главного художника города И.Г.Уралова авторам памятника, написанном вскоре после заседания 6 марта 2003 г.. Уралов в это время был болен, находился дома и судил о моделях по фотографиям: «В целом, при рассмотрении с одной и той же точки рабочей модели и скульптуры в размер <…>, по-прежнему лучшее впечатление оставляет рабочая модель — в ней больше характера, больше „свежести». В ней принципиальнее движение, взгляд, углы и оси, вообще она — „острее», хотя и над ней еще можно было бы работать. В „большой» скульптуре нужно обратить внимание на следующее: достаточно однообразны и скучны боковые фасады (сложите рядом два фото боковых фасадов — получите почти что точный отпечаток).

В боковых фасадах присутствует „каша» из ног и антуража, невыразительна ось фигуры с опорной рукой, кисть руки с трубкой читается по силуэту невыразительно, плохо сидит треуголка. Главный фасад в наибольшей степени показывает некоторую „растрепанность» лепки, недостаточность контрастов масс, соотношений простых, крупно декоративно и геометрически решенных объемов и деталей, в том числе — антуража. Массы и объемы попадают постоянно один в другой, деталировка равномерна по всей скульптуре (будь то лицо, складки, ботфорты, руки, пуговицы и т. д.). Мне кажется, что требуется значительно большая степень обобщения форм в сочетании с „ювелирной» деталировкой.

При этом анатомические характеристики должны быть безукоризненными, с одной стороны, более выразительными, даже парадоксальными — с другой. Сейчас „Василий» — больше усредненный натурщик, „постановка». Все время ловлю себя на мысли, что меня не устраивает размер фигуры — <по отношению>к пушке, к ядрам, канату. Все слишком „нормально»». Как изначально и планировалось, на ствол пушки можно садиться и фотографироваться вместе с «патрональным святым» острова (поэтому к фигуре ведут ступеньки, специально сделанные в постаменте), что также характерно для кича. Композиция В итоге стала центром притяжения для люмпенов.

Об открытии см. также: Гремицкая Н.Т. Васильевский остров помолодел // Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2003. № 1. Весна. С. 36 — 37; Хопта Ю. Городского табуна прибыло // Санкт-Петербургский курьер. 2003. 16 — 22 мая. № 19. С. 24; Аноним. Памятник капитану-артиллеристу// Невское время. 2003. 24 мая; Каменецкая М. Василий и Петр: На Васильевском острове появится свой бронзовый хранитель… // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 24 мая; Аноним. «На остров, Василию» // Смена. 2003. 26 мая. С. 2; Быстрых А. Самый-самый Василий // Газета (Санкт-Петербург). 2003. 26 мая. С. 4; Агаркова Л. На Васильевском открыли памятник неведомо кому // Деловой Петербург. 2003. 27 мая. С. 3; Аноним. Кто сидит на пушке? // Вечерний Северодвинск. 2003. 3 июля. № 27. Приложение: Вечерка. С. V. См. также: Исаченко В. Незабвенный Макар и его телята // Трудовая Россия. [2002. 31 окт.] № 18 (предложение «дополнить этот монумент <„. >двумя скульптурными композициями, посвященными незабвенному Макару с телятами и не менее славному Сидору с козой <…>»).

Комментарий к надписям. Бехбудов Магеррам Бехбудович — президент ЗАО «М-Индустрия» (Лабораторная ул., 15); Загудалин Сергей Анатольевич — генеральный директор ЗАО; об истории создания ЗАО см.: Строительное объединение МИндустрия: Качество отношений — ключ к успеху [Беседа М.Б.Бехбудова с С.Соловьевым] // Недвижимость и строительство Петербурга. 2002, 18-2 5 марта. № 10. С. 9; в частности, Бехбудов сообщил о роли Е.Г.Резвова (генеральный директор ЗАО «Строительный трест»), который помог в 1993 г. становлению ЗАО «М-Индустрия» как строительной организации; именно «Строительный трест» построил дом 34 на 7-й линии, перед которым установлен объект.

Вскоре Василий стал персонажем городского фольклора: например, во время рождественского праздника «У Василия на острове» 7 января 2004 г. ведущими программы были Дед Мороз, Снегурочка и бомбардир Василий (см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 50. 29 дек. 2003 г. — 11 янв. 2004 г. С. 38).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий