Памятный знак АААхматовой. Установлен в октябре 2005 г. Открыт 5 марта 2006 г. Установлен в Шереметевском саду (саду «Фонтанного дома»). Скульпторы Антон Валентинович Иванов, Марлен Шалвович Цхададзе, архитектор Вячеслав Борисович Бухаев. Бронза, габбро. Высота 237 см. С лицевой стороны объекта внизу слева отлито зеркальное отражение текста: «И неоплаканною тенью / Я буду здесь блуждать в ночи. Шереметевский сад. 1926». С тыльной стороны объекта приварена табличка с надписью: «Архитектор Вячеслав Бухаев. Скульпторы Антон Иванов, Марлен Цхададзе. СПб. MMV». На плинте с тыльной стороны укреплена латунная пластина с гравировкой: «Памяти Анны Ахматовой. Дар музея „Исаакиевский собор» (директор Н.В.Нагорский). 2005». Несанкционированный объект.
Когда в 1997 г. проводили конкурс проектов памятника Ахматовой как для установки на наб. Робеспьера, так и паркового варианта, победу в обоих разрядах одержали проекты Г.В.Додоновой. Для Шереметевского сада статуя работы Додоновой представляла собой лежащую фигуру поэтессы, восходящую к рисунку А.Модильяни (см. в комментарии к памятнику Ахматовой работы Г.В.Додоновой, установленному на наб. Робеспьера). Однако от этого проекта отказались из-за недостатка средств.
Идея создания комментируемого объекта принадлежит В.Б.Бухаеву. По мнению Л.Е.Леусской, сожалевшей о том, что памятнику по эскизу Додоновой уже не суждено появиться в Шереметевском саду, «коллеги Додоновой, узнавшие о том, что место в саду Фонтанного дома освободилось, не стали медлить и нашли спонсоров на свой вариант» (Леусская Л.Е. Тень и спонсоры // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 7 марта). Объект был установлен заранее для образования патины на поверхности бронзы, открыт в день 40-летия со дня смерти А.А.Ахматовой. В «Фонтанном доме» Ахматова прожила 30 лет, музей здесь был открыт в 1989 г.
Объект символизирует руинированную колонну, на которой отпечаталась тень Ахматовой; колонна и барельефное изображение тени на ней отлиты в бронзе. Текст, отлитый в бронзе, зеркально отражается в основании памятного знака из полированного черного габбро. Идея отражения уже была использована Бухаевым в мемориальной доске К.С.Малевичу в виде «черного квадрата», в полированном зеркале которого отражается весь мир (см. изображение: Архитектурный ежегодник. Санкт-Петербург. 2003 — 2004. СПб., 2004. С. 170). Объект невыразителен, явно не годится для установки в саду, потому что это не круглая скульптура, а пристенная композиция, которая к тому же получилась пластически невыразительной и слишком «литературной». На открытии спонсор Н.В.Нагорский объяснил причину отсутствия санкции на установку объекта: «победить чиновную волокиту с разрешениями на установку памятника удалось, объявив его экспонатом Музея Анны Ахматовой, который после монтирования не смог пройти в дверной проем <…>» (Быстрых А. «И неоплаканною тенью я буду здесь блуждать в ночи…» // Невское время. 2006. 7 марта. С. 2).
Комментарий к надписи. Четверостишие, написанное в 1920-е гг.: «И неоплаканною тенью / Я буду здесь блуждать в ночи, / Когда зацветшею сиренью / Играют звездные лучи» (Анна Ахматова. После всего. М., 1989. С. 108). В книгах четверостишие публикуется без пометы «Шереметевский сад». Мотивы зеркала, блуждания и тени хорошо заметны в творчестве Ахматовой, особенно важен мотив зеркала, отразившийся, например, и в названии рукописного сборника «В ста зеркалах». См.: Седакова О. Шкатулка с Зеркалом: Об одном глубинном мотиве А.А.Ахматовой // Труды по знаковым системам. 17: Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. Тарту, 1984. С. 93 — 109 (Учен. Зап. Тартуского гос. ун-та; вып. 641).
«Зеркало первых книг — еще не символическое, бытовое зеркало женского обихода. Перед зеркалом создается канонический образ поэтессы в напряженной и аффектированной позе <…>Позднее Зазеркалье со всей его фантастикой — не новая тема, а новое явление старой темы <…>» (с. 101). В поздней поэзии зеркало — «более всего двойник, внешнее, отделившееся от внутреннего и встречающееся с ним («И в скольких жила зеркалах)» (Там же). Нагорский Николай Викторович (1945 — 2008), генеральный директор музея «Исаакиевский собор», президент Ассоциации работников музеев России, главный редактор журнала «Музеи России», доктор педагогических наук (докторская диссертация «Музей как открытая социально-педагогическая система», 2005; автореферат кандидатской диссертации не обнаружен), автор малоценной книги «Музей в духовной жизни общества» (СПб., 2004).
О готовящемся открытии объекта см.: Аноним. Памятник Ахматовой откроют в саду Фонтанного дома // Коммерсанта Санкт-Петербург. 2006. 3 марта. С. 23; Аноним. Памятник у Фонтанного дома // Metro (Санкт-Петербург). 2006. 3 марта. С. 2 (с ошибочно приведенной надписью на памятнике: «Тень моя на стенах твоих»); Аноним. «Тень моя на стенах твоих…» // Санкт-Петербургские ведомости. 2006.4 марта; Безрукова Л. Поэтесса жила на Фонтанке // Труд. 2006.4 марта. Об открытии см.:
Овчинников Н. Тень Ахматовой вернулась в сад Фонтанного дома // Вечерний Петербург. 2006. 6 марта. С. 3; Рубцов Н. Ахматова вернулась в сад на Фонтанке // Смена. 2006. 6 марта. С. 3 («Памятник <…>представляет собой стилизованную стрелу. Издали он смотрится как темный ствол дерева, в прорезе (так! — М.З.) которого расположен барельеф Ахматовой»); Желтов В. Ахматова вернулась! Тенью: Благодаря грубой ошибке архитектора Бухаева в городе появился замечательный памятник // Новости Петербурга. 2006. 7-1 3 марта. № 9. С. 2 (Бухаев сообщил, что «однажды, бродя по саду, представил себе гуляющую здесь поэтессу и… увидел ее тень. Вячеслав Борисович допускает, что тень была только в его воображении, но она навела его на мысль, каким быть памятнику Ахматовой»);
Аноним. В Фонтанный дом вернулась тень Анны Ахматовой // МК в Питере. 2006. 8-1 5 марта. № 10/18. С. 3; Синева Е. Тень на стенах // Газета. 2006. 9 марта. С. 4; Кончаров М. Ахматовой становится все больше // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2006. 13 марта. С. 5. Об объекте см.: Золотоносов М. Бегемот разинул рот// Город: Петербургский журнал. 2006. 17-2 3 апр. № 14. С. 17 («Обьект актуален только с точки зрения разметки пространства: долгие годы директор Театрального музея (которому принадлежит дворец Шереметевых), ныне покойная, вела борьбу за сад, утверждая, что и сад принадлежит Театральному музею, а в музей Ахматовой люди пусть ходят по крышам домов. Поэтому вход пришлось организовать со стороны Литейного пр., через грязные проходные дворы, т.к. с набережной Фонтанки к Ахматовой стало не проникнуть. Памятник Ахматовой в саду — утверждение „ахматовости» этого места»); Аноним. «Кресты» увидели Ахматову // Строительная газета. 2007. 11 янв. № 2. С. 17; Арсеньева 3. Ну вот. Красуйся, град Петра // Вечерний Петербург. 2007. 23 нояб. С. 6 — 7.