Памятный знак, посвященный 100-летию автомобильного спорта в России в Петербурге на Шафировском пр.


Памятный знак, посвященный 100-летию автомобильного спорта в России. Установлен на территории Крематория (Шафировский пр., 12). Открыт 23 мая 2004 г. Стела из габбро, высота 150 см, сделана в камнерезной мастерской при Крематории по эскизу Игоря Владимировича Бюлера. На лицевой стороне выбиты надписи: «Мемориал к столетию автомотоспорта в России. Они были первыми: Бекман В.В. Беляев П.Н. Бергман А.П. Ветчинин А.А. Воротилкин П.П. Всеволожский В.П. Герель А.И. Княгиня Долгорукая С.А. Жаров П.А. Иванова А.А. Иерусалимский A.M. Клещев Г.М. Фон Лерхе Л.М. Лесснер Г.А. Маковский К.К. Граф Мордвинов А.А. Нагель А.П. Князь Оболенский А.Д. Пашкевич A.M. Пузырев И.П. Римская-Корсакова Д.А. Солдатенков А.В. Суворин Г.М. Танский Ф.И. Фрезе П.А. Цветков Г.А. Эфрон А.И. Яковлев Е.А.»; изображение эмблемы с надписью: «Ленинградский спортивный автомотоклуб»; «Стела установлена на средства спортсмена мотоциклиста, нашего соотечественника Сигизмунда Дичбалиса /Австралия/».

Памятный знак, посвященный 100-летию автомобильного спорта в России в Петербурге на Шафировском пр.

Инициаторами установки памятника являются Гарри Михайлович Артеев (р. 1930), мастер спорта по автоспорту (президент воссозданного по его инициативе Царскосельского автомобильно-спортивного клуба, Пушкин, Дворцовая ул., 8а, устав заимствован у клуба, существовавшего до 1917 г.), и Игорь Владимирович Бюлер (р. 1923), мастер спорта по мотоспорту. Финансировал создание объекта Сигизмунд Анатольевич Дичбалис (р. 1922), эмигрант из Австралии, чемпион Ленинграда по мотоспорту в 1937 — 1938 гг. Установки памятника добивались пять лет. Инициаторы установки памятника считали, что первый автоспортивный клуб был открыт в России в 1904 г., но автомобильный спорт развивался в России с 1898 г. По форме и стилю объект представляет собой надгробие, справа и слева от него стоят два колумбария с урнами.

Комментарий к надписям. Беляев Павел Николаевич, один из пионеров автомобильного, мотоциклетного и водномоторного видов спорта в России. Был в 1902 г. среди основателей Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК), затем в 1905 — 1912 гг. его почетным членом и председателем. С 1904 г. действительный член Комитета Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), председатель Соединенной гоночной комиссии и организатор международной гонки Москва — Санкт-Петербург 1907 г. Учредитель кубка собственного имени для победителей автогонки на трассе в 40 верст между железнодорожными станциями Александровская — Стрельна — Александровская. Граф Всеволожский Василий Павлович, гонщик, председатель СПАК, действительный член РАО, ИРАО (1912 — 1913 гг.), почетный председатель Царскосельского автомобильно-спортивного общества, активный петербургский деятель автомобилизации и автоспорта в России.

Ветчинин Александр Александрович (1885? — 1909), известный петербургский автогонщик, участник многих Волхонских верстовых гонок и автопробегов, член СПАК и РАО. 13(26).07.1908 в автогонках на Большой приз Франции занял 8-е место. Погиб в автокатастрофе (первая жертва в России). Долгорукая Софья Алексеевна (1887 — 1949), княгиня, одна из первых в России женщин-автомобилисток и летчиц, член ИРАО. Единственная женщина среди участников Киевского автопробега на приз Николая II с 16 по 29 июня 1910 г. по маршруту Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Могилев — Киев — Гомель — Рославль — Москва — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург протяженностью 3200 км. Эфрон А.И. — Ефрон Альберт Ильич, русский автомобилист и спортсмен, сын издателя И.А.Ефрона, неоднократный участник автомобильных гонок. Член СПАК, входил в состав технической комиссии. Участвовал в первой русской кольцевой автогонке 26.05.1913, где занял 5-е место по скорости.

Иерусалимский Александр Михайлович (1886 — 1957), один из пионеров мотоциклетного дела и автомотоспорта в России, профессор, кандидат технических наук, автор первого в России руководства по устройству и ремонту мотоциклов. Активно работал в Ленинградском автомотоклубе. Барон фон Лерхе Леонид Михайлович (1895 — 1927), мотоспортсмен и конструктор мотоциклов. Неоднократно участвовал во многих мотоциклетных соревнованиях как до революции 1917 г., так и в советское время. Трагически погиб во время мотогонок 16.10.1927 на треке. Лесснер Густав Арнольдович, предприниматель, купец первой гильдии, основатель машиностроительного, чугуно-литейного и кабельного завода «ГАЛесснер», выпускавший в 1906 — 1907 гг. автомобили «Лесснер», которые называли «Русский мерседес». Для рекламы своей продукции Лесснер участвовал в ряде соревнований (в 1909 г. в пробеге Рига — Санкт-Петербург — Рига). Граф Мордвинов Александр Александрович (1887 — 1950), правнук адмирала Н.С Мордвинова, сын шталмейстера Высочайшего двора и предводителя дворянства Санкт-Петербургской губернии.

Являясь поклонником автомобилизма и энтузиастом автоспорта, содействовал его развитию в России. Неоднократный участник и организатор многих отечественных соревнований. На гонках журнала «Автомобиль» 24.05.1909 на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом установил российский рекорд скорости автомобиля — 131,5 км/час, пройдя одну версту на автомобиле «Опель» 120 л.с. за 29,2 с. Действ. член ИРАО. Нагель Андрей Платонович, он же знаменитый фигурист Аэнь. Полученные по завещанию деньги вложил в издание нескольких автомобильных журналов, а в своей квартире на Литейном, 36 разместил редакцию. В 1900 г. начал издавать собственный журнал под названием «Спорт», а в 1902 г. основал первый в России специализированный иллюстрированный журнал «Автомобиль». Был в числе основателей СПАК. В 1904 г. стал инициатором создания РАО.

Памятный знак, посвященный 100-летию автомобильного спорта в России в Петербурге на Шафировском пр.


Организатор и участник множества заметных спортивных событий — начиная с первой в России «гонки моторов», которая прошла 11.10.1898 под Санкт-Петербургом. Благодаря инициативе журнала «Автомобиль» в 1907 г. состоялся первый в нашей стране автомобильный салон. За победу в ралли Санкт-Петербург — Монако первым в истории российского спорта удостоился государственной награды — Николай II пожаловал издателю и спортсмену орден Св. Анны третьей степени . php?x=russobalt&y=nagel). Князь Оболенский А. Д. (1847 — 1917), шталмейстер Высочайшего двора, обер-прокурор 1 департамента Сената, третий председатель РАО в 1909 — 1910 гг. Пашкевич Андрей Михайлович, гонщик, член СПАК. Пузырев Иван Петрович, механик, предприниматель, основатель «Русского автомобильного завода И. П. Пузырева».

Римская-Корсакова Д.А., гонщица, член СПАК Солдатенков А.В. — на самом деле Солдатенков Василий Васильевич (1879 — 1944). В 1904 г. приобрел французский гоночный автомобиль «Ришар-Бразье» («Richard-Brasier»), на котором принял участие в различных автомобильных состязаниях в России, Италии и Франции. 17.05.1904 занял первое место в гонках по маршруту Стрельна — Александровская — Стрельна (Волхонское шоссе), пройдя 36 верст (38,5 км) за 32 минуты со средней скоростью 72 км/ч. 18 июля того же года на «Верстовых гонках СПб Автомобиль-Клуба» установил рекорд скорости России, показав рекордный результат — 99,477 верст в час (101,6 км/ч), тем самым первым в России перешагнул 100-километровый рубеж скорости. Суворин Георгий Михайлович, гонщик, член СПАК. Танский Федор Иванович, владелец торгового дома «Победа», член ИРАО. Фрезе Петр Александрович (1844 — 1918), промышленник, один из основателей отечественного автомобилестроения. Яковлев Евгений Александрович (1857 — 1898), промышленник, владелец «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева».

В 1895 г. Фрезе и Яковлев приступили к работе над двухместной заднемоторной коляской с одноцилиндровым четырехтактным двигателем. Все детали двигателя были изготовлены в России на заводе Яковлева и на экипажной фабрике Фрезе. Первый русский автомобиль был сделан в мае 1896 г. В 1899 — 1900 гг. фирма Фрезе принимала участие в создании первых российских электромобилей для Николая II. С 1901 по 1903 г. фирма «Фрезе» выпустила около ста 3-х и 4-х местных легковых автомобилей, это были первые в России серийные автомобили. Фрезе похоронен на Никольском кладбище Александро-Неской лавры.

«Спортсмены-ветераны долго не могли выбрать место для установки памятника. Большая часть автомобилистов похоронена на Серафимовском и Богословском кладбищах. Но установить стелу там не разрешили» (Андреев С. Австралийский миллионер осчастливил российских автомобилистов: Созданный на его деньги монумент воздвигли… в крематории // Смена. 2004. 25 мая. С. 4). Более сговорчивой оказалась администрация крематория. Об открытии см. также: Андреева С. Служили два товарища // Новая газета (Санкт-Петербург). 2004. 24 — 26 мая. № 35/36. С. 23; Лупал А. В крематории открыли мемориал гонщикам // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2004. 25 мая. С. 7; Прокошева С. Первый за сто лет // Невское время. 2004. 25 мая. С. 7. Об объекте см.: Золотоносов М. Здесь жил Блок, а памятник Ахматовой // Город: Петербургский журнал. 2004. №36. 11 — 17 окт. С.25.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: