Памятный знак-указатель перед въездом на Олимпийскую скоростную магистраль в Петербурге на Киевском шоссе

Памятный знак-указатель перед въездом на Олимпийскую скоростную магистраль. Открыт 20 сентября 1996 г. Установлен на Киевском шоссе перед поворотом к аэропорту «Пулково-2». Скульптор Валентин Васильевич Иванов (1944 — 2007). Гранит, бронза. Высота 700 см. На обелиске вертикальная надпись (накладными металлическими буквами): «Олимпийская скоростная магистраль». На кубическом основании надпись (накладная): «Заложена 20 — IX 1996». На металлическом кольце, укрепленном на вершине обелиска, надписи: «Белоостров», «Пулково».

 

Памятный знак-указатель перед въездом на Олимпийскую скоростную магистраль в Петербурге на Киевском шоссе

В верхней части обелиска, составленного из трех гранитных блоков, укреплена накладная металлическая доска с изображением ионической волюты. Внутри металлического кольца, укрепленного на вершине обелиска, схематично изображена скоростная магистраль, проходящая через весь город от Белоострова до Пулково. В 1995 — 1996 гг. Петербург активно готовился к проведению игр XXVIII летней Олимпиады 2004 г. Несмотря на то, что изначально был ясен утопический характер замысла, бюрократия проявила высочайшую активность. Распоряжением № 10-р от 05.01.1995 мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака (1937 — 2000) был утвержден состав рабочей группы по организации подготовительных работ, связанных с предполагаемым проведением Олимпийских Игр (В.И.Малышев, зам. председателя правительства — руководитель аппарата мэрии, В.Л.Мутко, зам. председателя правительства, председатель комитета по социальным вопросам, Е.Н.Куликов, и.о. председателя комитета по физической культуре и спорту).

18 июля 1995 г. А.А.Собчак обратился с предложением в Национальный олимпийский комитет России, а тот — в Международный олимпийский комитет (см.: Безрукова Л. Что наша жизнь? Игры! // Комсомольская правда. 1995. 19-2 6 мая: вкладка «„КП» в Санкт-Петербурге», без пагинации; Анатолий Собчак: «Мы не должны упустить этот шанс…» // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 18 июля; Грачев С. Своя игра // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 18 авг.), затем был образован заявочный комитет «Санкт-Петербург — 2004», генеральным директором которого стал вице-президент Олимпийского комитета России А.А. Козловский (см. беседы с ним: Сегодня. 1996. 14 сент.; Российская газета. 1997. 21 февр. С. 27). Олимпиада стала козырной картой в агитации за переизбрание А.А.Собчака мэром Петербурга в 1996 г. Однако 5 сент. 1997 г. Международный олимпийский комитет объявил, что игры пройдут в Афинах.

Сама же подготовка к Олимпиаде, которую возглавил В.И.Малышев (1950 — 2002), сопровождалась финансовыми злоупотреблениями (см. об этом: Ходоровский Б. Стоит ли ставить крест на Играх? // Смена. 1996. 15 июня. С. 5; Он же. Во что обошлась Петербургу Олимпиада-2004? // Там же. 1997. 19 июля), причем, наказание Малышева последовало гораздо позже (13 июля 2001 г. прокуратура предъявила ему обвинение в получении взятки в особо крупном размере, 29 окт. он был отстранен от занимаемой должности, а 7 мая 2002 г., находясь под следствием, умер от инсульта). В итоге скоростная олимпийская магистраль построена не была, а в довершение ко всему летом 1996 г. Собчак не был вновь избран на пост мэра города, новый же городской начальник даже не заплатил скульптору за сделанную работу. Получился уникальный в своем роде «памятник несостоявшейся Олимпиаде». Как и обелиск, посвященный началу строительства ВСМ, этот фаллический знак, который был призван обозначать победу (в конкурсе на право проведения Игр), парадоксально символизирует поражение.

Открытию объекта непосредственно предшествовало пребывание в городе оценочной комиссии Международного олимпийского комитета (16 — 18 сент. 1996 г.) и премьер-министра РФ В.С.Черномырдина (18 сент. 1996 г.), возглавлявшего оргкомитет по подготовке Петербурга к конкурсу городов-кандидатов на право проведения Олимпийских игр 2004 г., а также пресс-конференция в Мариинском дворце, посвященная итогам пребывания оценочной комиссии. Сам же проект скоростной дороги «Север — Юг», разработанный в Бюро генерального плана Комитета по градостроительству и архитектуре, относится к архитектурной фантастике, поскольку реализация требовала строительства огромного числа мостов и транспортных развязок, а большая часть дороги проходила прямо по Финскому заливу [проект входил в число трех глобальных олимпийских строек наряду с реконструкцией Апраксина двора и Московского вокзала (терминал ВСМ и коммерческий центр)].

«Скоростная дорога „Север — Юг» разгрузит город от транспорта, следующего по трассе Скандинавия — Москва, и позволит петербуржцам, минуя центр города, быстро добраться в Приморский район и на Юго-Запад» [цит. по специальному рекламному буклету 1996 г., представлявшему три упомянутых проекта как неотъемлемый этап подготовки к Олимпиаде — 2004 и подготовленному Бюро генплана КГА, Комитетом экономики и финансов и фондом «Санкт-Петербург — 2004» (издательство «Лимбус Пресс», отпечатано в типографии АО «Иван Федоров»); буклет является библиографической редкостью и разыскан в фонде групповой обработки Российской национальной библиотеки, шифр 4514 (О); ср.: «К сожалению, усилия команды не помогли Собчаку остаться во главе города. Олимпийский буклет, как и многие другие агитационные материалы, оказался напечатан поздно, только за четыре дня до проведения решающего голосования во втором туре. Происходило так во многом из-за того, что утверждала оригинал-макеты Людмила Нарусова, а ее все время что-то не устраивало в большинстве заготовок» (Шустов А.В. Ода победителям //Дело. 2007. 16 июля. № 25. С. 5)].

Памятный знак-указатель перед въездом на Олимпийскую скоростную магистраль в Петербурге на Киевском шоссе

Впрочем, фантастическому проекту дороги «Север — Юг» пытались придать конкретные очертания. Появилось распоряжение мэра № 97-р от 6 февр. 1996 «О создании Западного скоростного диаметра», в котором впервые возникло это название (далее — ЗСД). В распоряжении указывалось, что в целях реализации программы подготовки города к проведению Олимпийских игр 2004 г. следует считать создание ЗСД важнейшей задачей пространственной организации летних олимпийских игр 2004 г. и дальнейшего развития городской транспортной сети. При этом комитету по управлению городским хозяйством, комитету экономики и финансов, комитету по градостроительству и архитектуре до 1 февр. 1996 г. (само же распоряжение подписано 6 февраля!) предписывалось разработать программу поэтапного проектирования и строительства ЗСД (ср., кстати, с более ранним распоряжением мэра № 608-р от 19 июня 1995 г. «О проектировании и строительстве участка Северо-Западной транспортной связи», в котором шла речь о магистрали всего лишь от Богатырского пр. до выхода на Васильевский остров).

Уже после ухода А.А.Собчака с политической сцены проект продолжали прорабатывать, поскольку коррумпированной бюрократии это вечное проектирование выгодно. В распоряжении губернатора № 71-р от 27 янв. 1997 г. «О подготовке к строительству Западного скоростного диаметра» вновь не без пафоса постулировалось, что для успешного участия Санкт-Петербурга в конкурсе городов-кандидатов на право проведения Олимпийских игр 2004 г., учитывая первостепенную важность строительства ЗСД для развития транспортной сети города, признать целесообразным его сооружение как основной оси транспортной схемы Олимпийских игр 2004 г.

В приложении к распоряжению приводился состав рабочей группы по реализации проекта строительства, которую возглавил председатель комитета по градостроительству и архитектуре ОАХарченко. Наконец, уже после того, как кандидатура Петербурга была отвергнута Международным Олимпийским комитетом, губернатором было подписано распоряжение № 1042-р от 10 окт. 1997 г. «О строительстве Западного скоростного диаметра», которым подтверждалось распоряжение мэра № 97-р от 6 февр. 1996 г. и создавалось ОАО «Западный скоростной диаметр», задачами которого назывались проектирование, строительство и коммерческая эксплуатация ЗСД, причем, доля города в уставном капитале должна была составлять 100%.

Пунктом 7 комитету финансов предлагалось перечислить в КУГИ для внесения в уставной капитал ОАО 100 млн. руб. Об Олимпиаде уже не говорилось ничего. В 1998 — 2002 гг. строительству ЗСД было посвящено 9 распоряжений губернатора и администрации, во многих распоряжениях ЗСД упоминалась. Но и в 2004 г. ОАО «ЗСД», реликт утопий собчаковской эпохи, занималась проектированием, отбором вариантов прохождения магистрали и поиском инвестиций для строительства. Все так и осталось на бумаге (см.: Золотоносов М. Век юбилея не видать // Город: Петербургский журнал. 2004. № 18. 24 — 30 мая. С. 18 — 19; Вишневский Б. Острова в ЗаСаДе // Новая газета (Санкт-Петербург). 2004. 24 — 26 мая. № 35/36. С. 20).

Впрочем, спустя год начали регулярно появляться противоречивые сведения, свидетельствовавшие, по крайней мере, об оживлении интереса к ЗСД. «В настоящее время ведутся активные работы по проектированию южного участка ЗСД и начнется проектирование его Центрального и Северного участков. Предполагается, что к строительству Южного участка можно будет приступить осенью 2005 года. Кроме того разрабатывается бизнес-план для привлечения к строительству частных инвесторов. В III квартале 2005 года будет проведен международный конкурс на стратегического инвестора для заключения концессионного соглашения.

Эксплутацию трассы планируется вести в рамках частно-государственного партнерства. Западный скоростной диаметр — скоростная магистраль длиной 46 км, которая пройдет от соединения с КАД станции Предпортовая через Морской торговый порт, западную оконечность Васильевского острова до развязки с трассой „Скандинавия» у поселка Белоостров» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 18. 16 мая. С. 6). В июне 2005 г. строительство ЗСД было внесено в «Перечень стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга», состоящий из девяти позиций, причем, ЗСД назван первым (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 24. 27 июня. С. 6). Однако планы начать строительство осенью 2005 г. были сорваны, и в ноябре речь шла все еще о подготовке.

На встрече с президентом В.В.Путиным 23 нояб. 2005 г. губернатор Петербурга проинформировала его о состоянии дел, причину задержки объясняя виной правительства. В.И.Матвиенко: «Мы получили миллиард рублей из федерального бюджета в этом году и уже начали подготовительные работы по строительству южного участка <…>Но, к сожалению, задерживался выпуск постановления правительства. При мне президент позвонил в правительство, дал поручение ускорить выход этого постановления. Надеюсь, до конца этой недели оно появится. Это абсолютно новая схема финансирования, это первый такой пилотный проект в России. <…>Только что вышел закон Российской Федерации о концессиях, и Западный скоростной диаметр будет первым проектом, который будет реализован благодаря этому закону». Имелось в виду, что строительство будет вестись как частно-государственное и на основе концессии (см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 46. 28 нояб. С. 11).

После звонка президента В.В.Путина постановление правительства было подписано сразу же (№ 2005-р от 23.11.2005), после чего, спустя всего неделю, последовало новое сообщение о том, что речь идет не о подготовительных работах, как было ранее объявлено, нет, «фактически работы начались в сентябре 2005 года (странно, что в сент. 2005 г. об этом не было сообщено никому — М.З.), и сейчас идет строительство первого участка протяженностью 3,2 км от пересечения с Кольцевой автомобильной дорогой у станции „Предпортовая» до Краснопутиловской улицы. Он входит в южный участок ЗСД <…>ЗСД — первый проект платной дороги в России, основанный на договоре о концессиях, он станет примером для других регионов. Общая стоимость проекта составит около двух миллиардов долларов.

При этом 38 процентов будет финансировать федеральный бюджет (это противоречит прежнему сообщению о получении из федерального бюджета 1 млрд. руб. — М.З.), 12 процентов придется на долю бюджета Санкт-Петербурга, на остальные 50 процентов городское правительство привлечет инвестора. До конца I квартала 2006 года должна быть разработана документация на концессионный конкурс и проведен его первый, квалификационный, этап. На втором этапе, который завершится к сентябрю 2006 года, будут оговариваться наиболее выгодные для города финансовые условия. <…>Сейчас строительство идет параллельно с проектированием (однако не было указано, завершен ли проект Южного участка, полным ходом разрабатывавшийся в мае 2005 г. — М.З.) и согласованием конкурсной документации. Южный участок ЗСД должен быть завершен в 2008 году вместе с Кольцевой дорогой, параллельно начнутся работы на центральном и северном участках, а окончание строительства ЗСД намечено на 2010 год» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 47. 5 дек. С. 9). См. также: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 18. 22 мая. С. 22 — 23.

Строительство началось 23 авг. 2006 г. «В районе станции „Предпортовая» строительной бригадой „Мостоотряда № 75″ (филиала ОАО „Мостострой № 6″) под руководством прораба Александра Щагина 23 августа произведен монтаж первого металлического пролета на участке Западного скоростного диаметра (ЗСД). <…>К строительству на этом участке „Мостоотряд № 75″ приступил в ноябре 2005 года. Тогда был выполнен комплекс работ по устройству опор. И вот теперь начат монтаж металлических пролетных строений» (Аноним. Диаметр стартовал // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 25 авг.).

Несмотря на то, что строительство якобы началось, вскоре появились сведения об изменении условий: в частности, выяснилось, что стоимость ЗСД превышает 80 млрд. руб. (это 3,076 млрд. долларов; ср. с 2 млрд. долларов, о которых шла речь ранее — М.З.), причем, «третью часть этих средств Петербург намерен получить из Инвестиционного фонда России, который поддержал этот проект» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 50. 18 дек. С. 7), а также ищет зарубежных инвесторов. Сведений же о продолжении строительства не поступало. Наконец, в 2008 г. правительство РФ распоряжением № 542 от 22 апр. 2008 г. утвердило стоимость ЗСД в 212,72 млрд. руб. (это уже примерно 9 млрд. долларов), но, как выяснилось, строительство так еще и не началось (см.: Балуева Н. Нам любые дороги дороги? //Дело. 2008. 19 мая. № 17. С. 9).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий