Пристенная композиция «Дом Раскольникова» в Петербурге на Гражданской улице

Пристенная композиция «Дом Раскольникова». Горельеф. Открыта 7 июля 1999 г. Установлена на «доме Раскольникова» (угол Столярного пер. и Гражданской ул. — Гражданская ул., 19). Скульптор Евгений Никитич Ротанов, архитектор Владимир Иванович Новосадюк. Бронза, гранит. Высота горельефа 165 см. На гранитной плите, прикрепленной к стене дома под горельефом, выбит текст, сочиненный Д.С.Лихачевым и Д.А.Граниным: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили ДОСТОЕВСКОМУ основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Пристенная композиция «Дом Раскольникова» в Петербурге на Гражданской улице

См. распоряжение губернатора № 513-р от 28.05.1999 «Об установке мемориальной пристенной композиции, посвященной Ф.М.Достоевскому». Первым именно на этот дом (Гражданская ул., 19) как на жилище Родиона Раскольникова указал Н.П. Анциферов (Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. Пб., 1923. С. 95). Этот же адрес указывали и все последующие авторы (см., например: Гранин Д.А. Дом на углу: Литературная биография города // Литературная газета. 1969. 1 янв.; Саруханян Е.П. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. С. 173 — 174; Раков Ю. По следам литературных героев. М., 1974. С. 107 — 112; Белов СВ. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 43).

Об открытии композиции см.: Бондаренко И. Цветы для Родиона Раскольникова // Смена. 1999. 8 июля; Давыдова Е. «Под самою кровлей высокого пятиэтажного дома….» // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 8 июля; Долгошова А. На углу желтого дома // Вечерний Петербург. 1999. 8 июля; Симоненко А. Раскольников и Достоевский — близнецы братья? // Невское время. 1999. 8 июля.

В решении образа Достоевского отчетливо видна визуальная цитата из памятника Достоевскому работы Л.М.Холиной: бронза опять закодирована под камень, Достоевский как бы вырастает из пространства, являя собой единое целое с ним. Лестница, круто уходящая вверх, которая на горельефе расположена рядом с фигурой писателя, отсылает, во-первых, к знаменитым «тринадцати ступеням» («Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело — украсть из кухни топор» — Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. Л., 1973. Т. 6. С. 57); во-вторых, к не менее знаменитым рассуждениям М.М.Бахтина о символике пространства у Достоевского: «Верх, низ, лестни — ца, порог , прихожая , площадк а получают значение „точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут» (Бахтин ММ. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М., 1972. С. 291).

Готическая форма контура (арки), овеществленная в горельефе, связана с большим количеством «готических рисунков» в рукописях Достоевского (см. о них: Лихачев Д.С. «Готические окна» Достоевского // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 239 — 240; Баршт К. Готический иероглиф Достоевского // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 59 — 84). Время открытия композиции также не случайно: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту» (Достоевский Ф.М. Указ. изд. С. 5). Фотографию «дома Раскольникова» 1969 г., когда композиции из горельефа и гранитной доски еще не существовало и на этом месте была дверь, см.: Саруханян Е.П. Указ. соч. С. 175.

Пристенная композиция «Дом Раскольникова» в Петербурге на Гражданской улице

На персональной выставке Ротанова в Музее городской скульптуры «Стихия ветра и времени» (11 — 30 октября 2005 г.) был представлен эскиз «Достоевский» (1998, тонированный гипс). Эта работа возникла в ходе создания пристенной композиции как параллельная ей — планировалась еще небольшая фигура из гранита, установленная на наб. канала Грибоедова около Кокушкина моста.

Сам Достоевский в период работы над «Преступлением и наказанием» жил рядом — в доме И.М.Олонкина на углу Столярного пер. и Казначейской ул. (Казначейская, 7), на этом доме 14 окт. 1998 г. была установлена скромная мемориальная доска неизвестного автора (распоряжение губернатора № 857-р от 27.08.1998 «Об установке мемориальной доски Ф.М.Достоевскому»; о дальнейшей судьбе этого дома см. также: Андреев С. Ниже Достоевского только водка!: Под квартирой, в которой создавалось «Преступление и наказание», открывается ликеро-водочный магазин // Смена. 2006. 4 сент. С. 5; Золотоносов М. Не трожь фундамент // Город: Петербургский журнал. 2006. № 36. 9 — 15 окт. С. 23 — 25.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий