Скульптора «Фотограф» в Петербурге на Малой Садовой улице

«Фотограф». Открыт 25 января 2001 г. Установлен на Малой Садовой ул. Скульптор Борис Анатольевич Петров, архитектор Лариса Викторовна Домрачева. Бронза. Высота 245 см.

Скульптора «Фотограф» в Петербурге на Малой Садовой улице

Первый объект декоративно-монументального искусства, установленный в Петербурге в XXI веке. Это собирательный образ, но «в первую очередь скульптура ассоциируется с известнейшим фотографом конца XIX — начала XX века Карлом Буллой. Ведь именно здесь, на углу Невского и Малой Садовой, находилась его фотомастерская <…>» (Малышева Е. Знаменитому фотографу // Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 23 янв.; Она же. Под зонтиком Карла Буллы // Там же. 2001. 26 янв.).

Первоначально объект вместе с «Доброй собакой» был заказан (администрацией Центрального района и главным художником Петербурга И.Г.Ураловым) скульптору В.А.Сивакову. Сиваков предложил весьма условный по стилистике обьект из кроеного железа — «динамичного, почти современного папарацци, рвущегося в бой» (как выразился Сиваков в беседе с автором 28 мая 2008 г.), и Уралов эту модель одобрил. Однако главный архитектор ОАХарченко проект отверг за «формализм», назвав этот стиль «дизайнерским подходом». В итоге условно выполненную «Собаку» инстанции контроля приняли, а «Фотографа» — нет. В этом случае победил статичный натурализм (Орешкин А. Бронзовый фотограф лучше живого папарацци // Смена. 2000. 13 нояб. С. 11).

Первоначально Петров хотел установить объект в первом (со стороны Б.Конюшенной ул.) дворе Капеллы, но этот замысел реализован не был, а статую использовали для обновления облика М.Садовой ул. См. также: Аноним. На Малой Садовой появится «Фотограф» // Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 16 нояб.; Щукина Л.А. И жизнь, и слезы, и любовь // Новости от СВ (Петербург). 2000. 20 нояб. № 24 (130); Лебедев С. Памятник фотографу // Вечерний Петербург. 2001. 25 янв.; Давыдова П. Портрет фотографа в уличном интерьере // Невское время. 2001. 26 янв.; Колесникова Г. Внимание: снимаю! // Вечерний Петербург. 2001. 26 янв. — 1 февр.; Щукина Л.А. Здравствуйте, уважаемый фотограф // Новости от СВ (Петербург). 2000. Янв. № 1 (137);

Аноним. Фотографов тоже не забыли // Независимая газета. 2001. 26 янв. С. 7; Орешкин А. Бронзовая выдержка семейства Булла // Смена. 2001. 29 янв. С. 2; Степанова И. Памятник неизвестному фотографу // Время МН. 2001. 30 янв. С. 7; Сердобольский О. Бронзовый Карл по соседству с Петром // Культура. 2001. 1 — 7 февр. № 4. С. 12; Облаков М. У нас не заскучаешь // Смена. 2001. 3 февр. С. 4; Макаров А., Облаков М. Монументальный момент // Смена. 2001. 10 февр. С. 3; Лебедев А. Малый памятник на Малой Садовой // Гудок. 2001. 13 марта («Неподвижное лицо фотографа, зафиксированный зонтик, бульдог, замерший в стойке, так и хочется добавить в композицию какой-нибудь экспрессии <…>»); Пирютко Ю.М. По Малой Садовой: Путь через три столетия. СПб., 2003. С. 207.

Скульптора «Фотограф» в Петербурге на Малой Садовой улице

Как кич-объект Фотограф выполняет «сигнальную» функцию: радом с ним с воодушевлением фотографируются «петербуржцы и гости нашего города». Не случайно у ног фотографа расположилась комнатная собачка: это необходимый интерьерный знак. «Не обойден вниманием и Фотограф на той же пешеходной улице. Так привлекательно встать радом под бронзовый зонтик или чуть присесть, чтобы в кадр попал не только Фотограф, но и его любимый английский бульдог. И сделать снимок на добрую память.

Говорят, если зацепиться за артистично оттопыренный мизинец Фотографа своим мизинцем и загадать желание, то оно сбудется тоже» (Беленкова Э. Заяц «зарабатывает» не меньше Чижика-Пыжика // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 6 июня). По мнению А.Боровского, Фотограф — «укрупненная кабинетная скульптура: может быть на столе, на книжной полке, в диванной. Словом, даже не качество определяет провал этой скульптуры — неточно понятая функция. Те же самые пластические оживляжи вполне могут работать в другой пространственной среде — менее ответственной, не отягощенной заведомо проигранным соревнованием с мощным историческим контекстом» (Боровский А.Д. Не сметь командовать середняком! // СПб. Собака, ru: Петербургский городской журнал. 2001. № 2 (6). С. 34 — 35).

Но в том и сосюял замысел переоборудования М.Садовой: «интерьеризировать» ее, превратив в уличный аналог «диванной». Поэтому тут и появилась кабинетная скульптура и аналоги фарфоровых животных ломоносовского завода — соВ.А. Сиваков. «Фотограф». Модель. Бумага, 2000 бачки и кошечки. «<…> На Малой Садовой и стиль, и жанр вполне уместны — фотограф встанет рядом с кошечкой, собачкой и часами-шаром, омываемыми водой. Это такой незлобный юмор: ожидаешь в будущем Чебурашку, Крокодила Гену, может быть, Карлсона. Постсоветский Диснейленд напротив микешинской Екатерины, обок с Росси и Чевакинским» (Лурье Л. Петербург Альберта Чаркина прирастает Фотографом // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 2001. 25 янв. С. 19).

Главный архитектор проекта пешеходной зоны на Малой Садовой ул. — Л.В.Домрачева (совместно с главным архитектором города О.А.Харченко), об этом проекте см.: Домрачева Л.В. Малая Садовая — новая пешеходная зона // Мир металла. 1999. № 2 (2). С. 36; Громов В., Махтина В. «…Как ты сегодня красива, как ты сегодня светла!..» // Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 1999. № 3. Осень/зима. С. 6 — 7; Лихачева Л.Н. Дом, Улица, Фонарь, Скамейка // Проект Россия. 2000. № 17. С. 59 — 61, Домрачева Л.В. Новый язык современного ландшафтного дизайна // Зодчий. 21 век. 2002. № 2 (6). Май — июнь. С. 38 — 45; Пирютко Ю.М. По Малой Садовой: Путь через три столетия. СПб., 2003. С 201 — 222; Андреева И. Комплексный подход к формированию ландшафтного дизайна города // Дизайн и строительство (СанктПетербург). 2005. № 1 (25). Весна. С. 30 — 31.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий