Скульптура «Hircus facultatis» («Факультетский козел») в Петербурге на Университетской наб.

«Hircus facultatis» («Факультетский козел»). Открыт 21 мая 2004 г., установлен во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета (Университетская наб., 9), в «Саду современной скульптуры». Скульптор Павел Онуфриевич Шевченко. Бронза, высота 60 см. Постамент — гранит, высота 120 см. На лицевой стороне постамента табличка с надписью: «Hircus facultatis».

Скульптура «Hircus facultatis» («Факультетский козел») в Петербурге на Университетской наб.

Объект выполнен в условной манере, отличительная черта — «пастозная», рыхлая лепка, козел пребывает в экстазе, на хвосте козла — крылья Пегаса. «Гротеск — он почти всегда присутствует в скульптуре Шевченко, то в самом характере изображенного человека или зверя („Вепрь», 2000), то в обостренно перенапряженном сопряжении поверхностей, форм, плоскостей, материалов» (Герман М.Ю. Павел Онуфриевич Шевченко//Скульптура: (История и современность): Сборник научных статей. СПб., 2002. Часть 1. С. 47). В мастерской Шевченко декан филологического факультета С.И.Богданов увидел объект и сразу решил установить его в «Парке современной скульптуры».

О «Парке современной скульптуры» см. в комментарии к статуе А.А.Блока работы Е.Н.Ротанова. Об объекте см.: Золотоносов М. Здесь жил Блок, а памятник Ахматовой // Город: Петербургский журнал. 2004. № 36. 11 — 17 окт. С. 24. Экспликация важнейшей для филологии «козлиной темы» (козел — трагос, козлиная песнь — трагедия). «<…> Разные виды славянских шуточных ритуалов, связанных с козлом (или козой), могут быть поняты как сниженная трансформация схемы основного мифа (Громовержец поражает своего противника, который, однако, потом возрождается как образ изобилия, плодородия и жизненной полноты)» (Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы: (к вопросу об индоевропейских истоках) // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 99).

Скульптура «Hircus facultatis» («Факультетский козел») в Петербурге на Университетской наб.

Истоки древнегреческой трагедии — «козлиное» действие (Там же. С. 101 — 107), в этимологии слова «трагедия» скрыт «козел». В то же время козел — символ либидо: «Мифологические представления о козле подчеркивают прежде всего его исключительную сексуальность (в сниженном виде — похотливость) и плодовитость» (Топоров В.Н. Козел // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1.С. 663). В творчестве Шевченко «козлиная тема» представлена целой серией объектов (которую автор видел в мастерской скульптора 19 окт. 2005 г.): «Мечтатель» (2004, бронза). «Доят и доят…» (2004, бронза) и др.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий