Скульптура «Кони» в Петербурге на 6 — 7-й линиях Васильевского острова

«Кони». Открыты 24 октября 2005 г. Установлены на 6 — 7-й линиях Васильевского острова (пешеходная зона «Андреевский бульвар»), напротив станции метро «Василеостровская». Входят в состав композиции вместе с реконструированным вагоном конки (открыт 27 октября 2004 г.). Скульптор Ахнаф Гаделгаряевич Зиякаев. Бетон, поверхность покрыта пластиком и тонирована под бронзу. Высота 250 см (в холке 172 см). В начале лета 2007 г. вследствие повреждений поверхности были демонтированы и направлены на реставрацию, 12 сентября 2007 г. установлены на прежнее место.

Скульптура «Кони» в Петербурге на 6 - 7-й линиях Васильевского острова

Муляж, состоящий из двух семиотически разнородных частей, вагона конки образца 1872 — 1878 гг. (реконструкция) и натуралистического изображения коней (несколько больше, чем в 1 нат. в.). Несмотря на правдоподобие и познавательность, обьект в целом выглядит нелепо, поскольку нарушен принцип однородности материала (по собственному признанию скульптора, надо было весь обьект — и вагон, и лошадей — отлить из бронзы). Тем самым нарушена петербургская традиция превращения коней в символы («Медный всадник», группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту).

Инициатива установки объекта принадлежала Зинаиде Анатольевне Синдаловской, руководителю ООО „Глиссада» (продажа железнодорожных и авиационных билетов; в вагончике конки устроена билетная касса). Было придумано и обоснование: «Старинный вагон петербургской конки был торжественно установлен на пешеходном Андреевском бульваре <…>год назад, когда праздновалась 267-я годовщина образования Василеостровского района. И вот год спустя рядом с ним появится статуя (так! — М.З.) лошадей. Именно Васильевский остров является историческим „трамвайным» центром нашего города.

Скульптура «Кони» в Петербурге на 6 - 7-й линиях Васильевского острова

Согласно архивам, большинство маршрутов конно-железной дороги в период с 1876 по 1907 год проходили по территории Васильевского острова, а район Среднего проспекта и 6 — 9-й линий отличался наибольшей плотностью движения вагонов конки» (Информационный бюллетень Администрации СанктПетербурга. 2005. № 41. 24 октября. С. 35). Кстати, пассажирское конно-железное движение в Петербурге было открыто в 1862 г.; см. кн.: От конки от трамвая: Из истории петербургского транспорта. М.; СПб., 1993, а также подборку воспоминаний: Петербург в поэзии русской эмиграции (первая и вторая волна). СПб., 2006. С. 634 (примеч. 139).

Об открытии вагона см.: Белая И. Прокатиться бы на конке, да нельзя! // Вечерний Петербург. 2004. 28 окт. (указано, что «Коней» из металлопластика откроют через два месяца); Горошков П. Последняя остановка конки // Невское время. 2004. 28 окт.; Минькова А. Лошади придут позже // Мой район (Василеостровский район). 2004. 29 окт. № 41. С. 1; Мартынов А. Конка стала на прикол // Октябрьская магистраль. 2004. 4 нояб. Об открытии «Коней» см.: Аноним. Конка возвращается в Петербург // Невское время. 2005. 25 окт.; Аноним. <Без заглавия>// Вечерний Петербург. 2005. 25 окт. С. 4; Тянникова Н. Конку запрягли пластиковыми лошадьми: На Васильевском острове вчера появился очень хрупкий памятник // Смена. 2005. 25 окт. С. 2; Аноним. Старинный вагон обрел конную тягу // Метро (Санкт-Петербург). 2005. 25 окт.; Аноним. В две лошадиные силы // Итоги. 2005. № 44. 31 окт. С. 5. Весной 2006 г. пластиковое покрытие поверхности начало разрушаться, его пришлось обновлять.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий