Скульптура «Кошка» в Петербурге на ул. Правды

«Кошка». Сделана в 2000 г. Открыта 8 июня 2005 г. Установлена на кронштейне на фасаде д. 16 по ул. Правды. Демонтирована в январе 2006 г., 27 февраля 2007 г. установлена и 1 марта открыта на фасаде д. 36 по ул. Марата. Скульптор Владимир Алексеевич Петровичев. Металл (смесь алюминия, силумина и дюралюминия). Авторское литье. Высота 37 см.

Скульптура «Кошка» в Петербурге на ул. Правды

В 1997 г. «Митьки» получили в аренду часть мансарды дома 16 по ул. Правды, но сразу заняли и пустующую соседнюю часть, где организовали выставочный центр «МитькиВХУТЕМАС». Однако в дек. 2004 г. обнаружилось, что помещение выставочного центра является по документам жилым, после чего собственники потребовали выселить «Митьков», а художники стали просить о помощи городские власти, губернатора. В мае 2005 г. Куйбышевский суд начал слушания по этому делу. Власти помогли художникам тем, что от имени администрации Центрального района подали иск о признании помещения государственной собственностью, а приватизации мансарды незаконной (см.: Донское Н. Митьки никого не хотят победить: Но и уступать мансарду не рвутся // Новая газета (Санкт-Петербург). 2005. 26 — 29 мая. № 37. С. 19; Он же. Митьки и «нехорошая квартира» //Там же. 2005. 7-1 0 июля. № 48. С. 22; Шувалов В. Расселение по Правде // Город. 2005. № 24. 11 — 17 июля. С. 6).

Впрочем, юридическая помощь властей в суде не помогла, и в результате городские власти выделили «Митькам» новое помещение (Трофименоков М. Больше Правды: Митькам выделили помещение для творческого центра // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2005. 16 нояб. С. 23), тем более, что срок аренды мансарды в д. 16 по ул. Правды в 2005 г. заканчивался. «В канун Нового года губернатор Санкт-Петербурга поставила точку в решении проблем, связанных с помещениями <…>КУГИ выделил художникам новое помещение поблизости, по адресу: ул. Марата, 36, а руководство Центрального района и РЖА организовали его ремонт.

<…>Сейчас „Митьки» переезжают. Вместе с ними на новое место жительства переедут и их талисманы — настоящий кот Гаврюша, подаренный сотрудниками Эрмитажа, а также металлическая кошка Матроскина, украшавшая окно старой мастерской» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 1. 16 янв. С. 57). 9 февраля 2006 г. арт-центр творческого объединения «Митьки» торжественно открылся на ул. Марата, 36/38 — с разрезанием ленточки и в присутствии губернатора, с которым «митьки» пили и закусывали перед телекамерами (см.: Овчинников Н. Митьки отпраздновали новоселье, одев губернатора в тельняшку // Вечерний Петербург. 2006. 10 февр. С. 3; Янкович К. Митьки обрели свой дом! // Смена. 2006. 10 февр. С. 2; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2006. №5. 13 февр. С. 12).

Манифестом художественной группы «Митьки», созданной в 1983 г., стал одноименный очерк В.Н.Шинкарева, впервые группа публично выступила весной 1985 г. на 6-й выставке ТЭИИ во Дворце молодежи (Д.Шагин, В.Шинкарев, А.Флоренский, О.Флоренская, В.Тихомиров и др.). «Очерк декларировал появление нового „массового молодежного движения», признаками которого являются пародийно описанный стиль поведения и групповой лексикон. Своим общественным резонансом движение обязано этической позиции: „Митьки никого не хотят победить!», заявленной в разгар обострения внутриполитических и социально-экономических противоречий в СССР <…>» (Самиздат Ленинграда: 1950-е — 1980-е: Литературная энциклопедия. М., 2003. С. 373).

«Стиль их жизни — стиль русского лубка. Митьки проводят время традиционно — встреча, выпивка, поддразнивания друг друга, простая одежда (символическая тельняшка), простая пища» (Файн А., Лурье В. Все в кайф! [Л.,] 1991. С. 20). К концу 1990-х гг. члены группы уже входили в новую художественную элиту. Характерно заявление, сделанное сразу после дефолта 1998 г.: «<…> Мы состоятельные: у нас даже 600-й „Мерседес» есть» (Митьки садятся в «Мерседесы» [Интервью Александра Флоренского Оксане Мацкевич] // Петровский курьер. 1998. 24 авг. № 31). Вывод О.Мацкевич: «Митьки уже не те. Вместе с советской эпохой ушли и созданные ими образы „непросыхающих гениев», творящих свое искусство по подобию бесхитростной, коммунальной, скудной, но подлинной и красочной жизни» (Там же). Установка «Кошки» на фасаде, связанное с этим шоу сразу после начала судебных слушаний были очередным шагом, связанным с борьбой за помещения в д. 16 (разметка территории как «своей») и желанием победить, знаменующим изменение прежней этической позиции.

Скульптура «Кошка» в Петербурге на ул. Правды

Объект — та третья кошка, которая планировалась для установки на М.Садовой, но была отправлена в запасник (об огорчениях в связи с неустановкой третьей кошки см. в комментарии к первой «Кошке» В.А.Петровичева). «Третью же фигуру кошки устанавливать почему-то не стали, и она хранилась пять лет у инициаторов „кошачьего» проекта. В начале 2005 года Ботка передал ее Сергею Лебедеву — с тем, чтобы тот пристроил ее понадежнее. Поначалу Сергей Борисович предлагал властям Центрального района установить ее во дворе дома № 64/11 по Невскому проспекту, где к тому времени уже поселилась и живет в своем гнезде знаменитейшая петербургская Верная Ворона. Но когда у „митьков» начались крупные неприятности с захватчиками помещений, Сергей Лебедев <…>предложил навечно передать этому художественному товариществу непристроенную киску» (Орлов А. Праздник «митьков» и кошек // Невское время. 2005. 9 июня). Кошка, одетая в фирменную для «Митьков» тельняшку, была установлена на кронштейне между окнами мастерской, ей сразу дали фамилию Матроскина, а позже и имя — Тишина. Она, как сказал на открытии Д.Шагин, смотрит в сторону КУГИ и охраняет мастерскую от вероятных посягательств, от той «мышиной возни», которая была развернута вокруг части помещения мастерской.

Тельняшка, надетая на «Кошку», отсылала к матросской символике в одежде «митьков» (Шагин всегда ходит в тельняшке, играя образ «братишки», в 1995 г. было основано издательство «Красный матрос»), а ее фамилия — к коту Матроскину, персонажу популярных мультфильмов «Трое из Простоквашино» (1978), «Каникулы в Простоквашино» (1980), «Зима в Простоквашино» (1984) (режиссер Владимир Попов, сценарий З.Н.Успенского).

Об открытии обьекта см.: Румянцева Л. Чугунная кошка поселится у Митьков // Смена. 2005. 2 июня. С. 10; Петровская Е. Талисман лезет в форточку // Вечерний Петербург. 2005. 9 июня. С. 12; Румянцева Л. Матроскина больше не гуляет сама по себе // Смена. 2005. 9 июня. С. 3; Павлов С. Без мышиной возни // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 10 июня; Горелик А. Митьки надели на кошку тельняшку // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2005. 11 июня. С. 6. См. также: Орлов А. Сколько ног останется у кошки?: Новые памятники Петербурга зачастую не доживают до зрелого возраста // Невское время. 2005. 13 июля; Золотоносов М. Выпил с горя где был Маркин // Город: Петербургский журнал. 2005. № 32. 19-2 5 сент. С. 24. См. также: Евстигнеева А. А где же Тиша? // Вечерний Петербург. 2006. 9 июня. С. 3.

О повторном открытии см.: Аноним. Памятник кошке откроют еще раз // Смена. 2007. 27 февр. С. 2; Аноним. Про памятник кошке Матроскиной // Вечерний Петербург. 2007. 27 февр. С. 3; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 8. 5 марта. С. 61.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий