Скульптора «Новый век» в Петербурге на ул. Белинского

«Новый век». Открыта 13 апреля 2000 г. на пересечении ул. Белинского и Моховой. Скульптор Евгений Никитич Ротанов. Бронза, гранит. Высота статуи 200 см. На плинте статуи выгравирована надпись: «Ротанов 89»; на постаменте статуи (правом пилоне) надпись: «Двадцать первый век», на левом пилоне надпись: «Двадцатый век».

Скульптора «Новый век» в Петербурге на ул. Белинского

С одной стороны, парафраз «Мальчика с мячом» (1936) И.А.Андреева высотой 180 см, восходящего к «Ганимеду и орлу» (1546) и «Нарциссу» (1548) Б.Челлини (см.: Золотоносов М.Н. Gluptokratos: Исследование немого дискурса: Аннотированный каталог садово-парковой скульптуры сталинского времени. СПб., 1999. С. 41 — 42). С другой стороны, параллель к «Бронзовому веку» (1876) О.Родена и мраморному «Юноше» (1911) А.Т.Матвеева, правда, гораздо более манерная. Любования юной красотой и наготой нет: мальчик некрасив, неграциозен, скульптор не ощутил в нем ни детской невинной прелести, ни двусмысленной сексуальности эфеба (ср., например, с «Идолино» Саши Шнейдера, 1911). Голый мальчик был поставлен для того, чтобы не допустить установки на этом месте скульптуры «Лось», которую хотела установить дирекция чемпионата мира по хоккею 2000 г., поскольку Лось был эмблемой чемпионата.

«<…> На углу улиц Белинского и Моховой при большом скоплении народа была открыта новая площадь с фонтаном и скульптурой. Площадь пока безымянная, зато фонтан-каскад носит многозначительное название „Река времени». Фонтан вкупе с бронзовой фигурой „Новый век» подарило городу ЗАО „Возрождение», выполнившее мощение площади. <…>Дирекция хоккейного чемпионата-2000 желала видеть перед своим только что выстроенным офисом монумент лосю, но в итоге возобладал замысел главного художника города Ивана Уралова. Весьма скромный по габаритам каскад воды символизирует собой Реку времени. У ее истока стоят два пилона с надписями „Двадцатый век» и „Двадцать первый век».

На последнем установлена двухметровая фигура подростка с закинутыми за голову руками и устремленным в небо взором. Эта камерная вещь не была сделана применительно к площади. По словам Ивана Уралова, он обнаружил готовую скульптуру в мастерской Евгения Ротанова и внезапно понял ее предназначение. Обнаженная полудетская фигурка на городской площади перед церковью — неортодоксальное решение. Отправляя обряд освящения, настоятель церкви Симеона и Анны стоял к скульптуре спиной и кропил святой водой только площадь. Ураловский „найденыш» трогательно гол и беззащитен <…>Ему наверняка будут надраивать выступающие детали и шутить по поводу его ориентации. В толпе предрекали, что в сквер на новой площади переберется часть завсегдатаев „катькиного сада»» (Бессмертных Н. <Лихачева Л.Н.>Голый мальчик вместо лося // Коммерсанты Санкт-Петербург. 2000. 14 апр. С. 14). «<…> Бронзовая фигурка кажется здесь чужой — она вызывает в памяти скульптуру раннего Возрождения, шедевры Донателло <…>. Скульптора «Новый век» в Петербурге на ул. Белинского

Наверное, она все-таки не может стоять, где угодно. Наверное, для нее можно было бы подобрать более удачное место. Как можно было бы придумать и более удачное завершение фонтана, который по замыслу главного художника города Ивана Уралова символизирует реку времени. Нынешнее же решение вышло слишком иллюстративным, повествовательным» (Гиндина Е. Мальчик на безымянной площади // Вечерний Петербург. 2000. 14 — 20 апр.). Кстати, понятие «новый век» заимствовано из астрологии и в этом контексте связано с темой льющейся воды, фонтана: при смене веков меняется знак Зодиака — Рыбы уступают место Водолею; одновременно в понятие «новый век» входит «поиск новой духовности вне разрушенных или дискредитированных религиозных дискурсов» (Эшпай В. New Age // Искусство кино. 2000. № 9. С. 69; в составе подборки материалов «лексИКа. 1970-е»).

Ср. с «социальной», точнее, социалистической, интерпретацией скульптуры: «В силу своей традиционности очередная скульптура, появившаяся в центре города, не хуже и не лучше тех, что были установлены в последнее время. Вот только имя ей дали странное — „Новый век». На открытии звучали слова, что эта вещь символизирует наши устремления в новый мир, к лучшему будущему. Что касается символов, тут не поспоришь: множество наших граждан вступили в новый век, по сути, раздетыми и босиком» (Емельянова Л. <Леусская Л.Е.>Новый век. Он босой и раздетый // Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 22 — 28 апр. С. 20). См. также: Трефилов Ю. Фонтан над Фонтанкой // Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 13 апр.; Аноним. Новый век у реки времени // Невское время. 2000. 14 апр.; Орешкин А. «Новый век» оголился // Смена. 2000. 14 апр.; Шалыгина Л. «Река времени» // Новости от СВ (Петербург). 22 апр. № 9 (115).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Мы всегда называли это — «С голой ж… в 21 век»