Скульптура «Мадам Баттерфляй» в Петербурге на Университетской наб.

«Мадам Баттерфляй». Открыта 23 мая 2003 г. Установлена во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета (Университетская наб., 9), в «Парке современной скульптуры». Скульптор Альберт Аветисян. Бронза, гранит. Высота фигуры 105 см, высота постамента 90 см.

Скульптура «Мадам Баттерфляй» в Петербурге на Университетской наб.

Статуя изображает заглавную героиню оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан») (1904), авторы либретто — Луиджи Иллика (1857 — 1919) и Джузеппе Джакоза (1847 — 1906), либретто написано по мотивам одноактной драмы Давида Беласко (1859 — 1931) и американского прозаика Джона Лютера Лонга (1861 — 1927) «Гейша», в основе которой лежит рассказ Лонга «Madame Butterfly» (первое издание — N.Y., 1898). Героиня оперы, драмы и рассказа — живущая в конце XIX в. в Нагасаки пятнадцатилетняя японская «бедная Лиза», которую соблазняет, а затем бросает циничный лейтенант американского флота БенджаминФранклин Пинкертон.

В финале Баттерфляй кончает самоубийством. Несмотря на то, что мадам Баттерфляй была гейшей, статуя изображает стриптизершу (характерно, что М.С.Друскин ошибочно полагал, будто опера «Чио-ЧиоСан» — это психологический портрет «падшего» создания; см.: Друскин М.С. Проблемы оперы //Друскин М.С. О западно-европейской музыке XX века. М., 1973. С. 76 — 77), автор исходит из тех эротических фантазий, которые по традиции окружают японок (см., например, в порнографическом романе Г.Аполлинера «Одиннадцать тысяч палок», написанном в 1907 г.: Аполлинер Г. Подвиги юного Дон Жуана; Одиннадцать тысяч палок: Романы. Письма с фронта. М., 2003. С. 85 — 86).

Скульптура «Мадам Баттерфляй» в Петербурге на Университетской наб.

Скульптурный объект насыщен сексуальной энергией: женщина изображена в момент аутоэротической активности, направленной на эрогенные зоны груди (см.: Зо лотоносов М. Обнаженные в натуре: Гендерология в новейшей монументальной скульптуре Петербурга // Город: Петербургский журнал. 2003. № 43. 10 нояб. С. 21). Лицо не изображено, «импрессионистически» смазано, что соответствует фиксации лишь на эмоционально значимых эротических стимулах (грудь, зона гениталий), характерной для парафилий (садизм, фетишизм), и особому садистическому невосприятию личности женщины, в которой виден лишь символизирующий ее фетиш (см.: Ткаченко А.А. Сексуальные извращения-парафилии. М., 1999. С. 221, 230). Таким образом, в форме объекта зафиксирован специфический «деперсонифицирующий» взгляд фетишиста или садиста.

О «Парке современной скульптуры» см. в комментарии к статуе ААБлока работы Е.Н.Ротанова. Об открытии объекта см.: Аноним. Традиционный праздник на Университетской набережной // Studio (Петербург). 2003. № 2. С. 7. Аналогичный по стилю объект установлен в качестве надгробного памятника на могиле Арсена Аветисяна и его близких (они погибли в 2004 г. в автокатастрофе) на кладбище возле армянской церкви Св. Воскресения (наб. р. Смоленки, 29).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий