Скульптура «Размышление о Маленьком принце» в Петербурге на Университетской набережной

«Размышление о Маленьком принце». Открыта 21 октября 2002 г. Установлена во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета (Университетская наб., 9), в «Парке современной скульптуры». Скульптор Арсен Альбертович Аветисян (1971 — 2004). Бронза, гранит. Высота фигуры 130 см, высота постамента 30 см. К постаменту прикреплена латунная табличка с надписью: «„Размышление о Маленьком принце». Санкт-Петербург 2002 г. Скульптор Арсен Аветисян».

Скульптура «Размышление о Маленьком принце» в Петербурге на Университетской набережной

Имеется в виду персонаж романа Антуана де Сент — Экзюпери (1900 — 1944) «Маленький принц» (1942). За критику буржуазной цивилизации и мира наживы, а также за участие в войне против нацизма Экзюпери был канонизирован в СССР, а «Маленький принц» был одной из любимых книг советской интеллигенции. Как и статуя А.А.Блока работы Е.Н.Ротанова, объект установлен в «Парке современной скульптуры», планировка которого была согласована администрацией университета с Комитетом по градостроительству и архитектуре. В результате внутреннему университетскому двору был придан статус «выставочного зала под открытым небом».

В композицию входит клоун в двурогой шапке, который в эксцентрической позе сидит на книжной стопе. «<…> Он выглядит так же, как большинство героев скульптора Армена (так! — М.З.) Аветисяна — этакий герой комедии дель арте, шут с гибким телом, затянутым в трико и острым профилем. <…>Маленький принц <…>задумчиво сидит на пачке толстых фолиантов, взгляд мечтательно устремлен вдаль. Что очень понятно, в принципе, любому студенту филфака — когда предстоит столько прочесть и законспектировать в сжатые сроки, кто угодно впадет в прострацию» (Демкина Н. МИНИпарк мини-скульптуры // Невское время. 2002. 25 окт. С. 9).

В рецензии ошибка: клоун — совсем не Маленький принц (крошечный Маленький принц тоже в композиции есть), и взгляд клоуна направлен не вдаль, а в раскрытую книгу, которую он держит в руках, книга же эта — «Маленький принц». На левой странице книги, которую читает клоун, выгравирован французский текст (который мы не приводим), на правой — четыре неточных цитаты из VII, XVII и XXI глав «Маленького принца» в переводе Норы Галь (приводим в редакции скульптора): « — Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою / — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь. / — Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу. / — Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым: где-то там живет мой цветок».

На корешках каждой из девяти книг, образующих сиденье для клоуна, можно прочитать фамилии их авторов (на некоторых корешках парадоксально написаны по две фамилии): это языковеды, фольклористы и литературоведы — знаменитые профессора Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета, заведующие кафедрами: Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 — 1929), Дмитрий Владимирович Бубрих (1890 — 1949), Григорий Александрович Гуковский (1902 — 1950), Виктор Максимович Жирмунский (1891 — 1971), Лев Рафаилович Зиндер (1904 — 1995), Борис Александрович Ларин (1893 — 1964), Александр Иустинович Малеин (1861 — 1938), Юрий Сергеевич Маслов (1914 — 1990), Владимир Яковлевич Пропп (1895 — 1970), Измаил Иванович Срезневский (1812 — 1880), Михаил Иванович Стеблин-Каменский (1903- 1981), Владимир Федорович Шишмарев (1874 — 1957), Лев Владимирович Щерба (1880 — 1944), Борис Михайлович Эйхенбаум (1886 — 1959).

Скульптура «Размышление о Маленьком принце» в Петербурге на Университетской набережной

Никакого отношения к клоуну, сидящему на их сочинениях, равно как и к «Маленькому принцу» великие русские филологи не имеют, просто обеспечивают тематическую привязку типичного для стиля Аветисяна клоуна к филфаку университета, как этого пожелал заказчик (первоначально автор хотел изобразить абстрактные книги, но руководство филфака представило длинный список фамилий, рекомендованных к увековечиванию).

Таким образом композиция оказалась составленной из абсолютно разнородных по смыслу символов, как это и положено для кича: клоуна, Экзюпери и книг университетских профессоров. Клоун, читающий сказку французского писателя, сидя на трудах петербургских филологов, может читаться то ли как пародия на филологию вообще (годится только на то, чтобы под себя подложить), то ли как символика vanitas, тщетности усилий, то ли как демонстративное отнесение трудов филологов к фекальной материи.

Объект Аветисяна покрыт мелкими надписями, одни из которых видны (например, на ребре переплета книги, которую читает клоун: «Жизнь прекрасна. Арсен & Оля»; Оля — жена скульптора), другие («Вера, надежда, любовь», «Путь». «Мама, папа») скрыты под патиной, но, по расчету скульптора, по мере того, как зрители будут патину стирать, выступят и станут заметны. Таким образом, скульптор надеется на своеобразную активность зрителей, на магические действия студентов в виде натирания выступающих частей скульптуры (=фаллические символы), что также характерно для кича (натирание эквивалентно ритуальному совокуплению). Впрочем, при осмотре статуи в сент. 2003 г. ни одна из этих скрытых под патиной надписей видна не была: не исключено, зрители стерли не только патину, но и сами надписи.

О «Парке современной скульптуры» см. в комментарии к статуе ААБлока работы Е.Н.Ротанова. Об открытии объекта см. также: Добродеев П. У филфака новый студент. Маленький, зато принц // Вечерний Петербург. 2002. 22 окт.; Зельвенский С. Людмила Вербицкая дождалась своего принца // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2002. 22 окт. С. 15; Шарандина А. Маленький принц остался на земле // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 22 окт.; Словцова И. Маленький мальчик и большие проблемы // Санкт-Петербургский университет. 2002. № 23/24. 5 нояб. С. 5 — 6; Аноним. Парк современной скульптуры // Studio (Петербург). 2002. № 3/4. С. 3 — 5; Васильева Н. <Без заглавия>, в составе материала: Лоск и пыль невских мифов // Российская газета. 2003. 3 февр. С. 5; Гремицкая Н.Т. Васильевский остров помолодел // Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2003. № 1. Весна. С. 36 — 37. Одновременно с открытием этого объекта открылся и «Парк современной скульптуры» (см.: Аноним. Парк современной скульптуры // Санкт-Петербургский университет. 2002. № 21/22. С. 2). О кичевой природе композиции см. в наших статьях: Фирменный знак на копыте // Московские новости. 2002. 19-2 5 нояб. № 45. С. 3; Что-то с памятником моим стало // Город: Петербургский журнал. 2003. № 9 (44). 10 марта. С. 16; Чижик и компания: Кич в монументальном и декоративном искусстве Петербурга: 1994 — 2002 // Столичный стиль (Москва). 2003. № 4. С. 66 — 67.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий