Скульптура «Русалка» в Петербурге на Петергофском шоссе

«Русалка». Установлена в сентябре 2007 г. перед фасадом Делового центра компании «Балтийская жемчужина» (Петергофское шоссе, 47). Скульптор Альберт Серафимович Маркин. Бронза, гранит. На лицевой стороне постамента надпись (на русском и китайском языках): «Жемчужина. Автор проекта А.С.Маркин. ЗАО „Балтийская жемчужина». 2007 — 2008».

Скульптура «Русалка» в Петербурге на Петергофском шоссе

«Балтийская жемчужина» — новый микрорайон на юго-западе Петербурга в Красносельском районе, строительство которого финансирует Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания; проект застройки и отдельных зданий подготовлен китайскими архитекторами. Об архитектурном конкурсе проектов «Балтийской жемчужины», состоявшемся в окт. 2005 г., см.: Золотоносов М. Наш китайский синдром // Город: Петербургский журнал. 2005. № 37. 24 — 30 окт. С. 18 — 19. Готовящиеся скульптурные работы Чаркина для «Балтийской жемчужины» упомянуты в статье: Золотоносов М. Охота в заповеднике — 2 // Город: Петербургский журнал. 2007. № 6. 26 февр. — 4 марта. С. 21.

По неподтвержденным данным, в марте 2007 г. в Союзе художников СанктПетербурга прошел закрытый (секретный?) конкурс на право делать скульптуры в «китайском квартале», результаты были засекречены. 9 июня 2007 г. в рамках «Года Китая в России» на площади Делового центра микрорайона «Балтийская жемчужина» проводилась торжественная церемония открытия «Дней Шанхая в Петербурге» и Делового центра (проект архитектора Лиу Сэймина). В ритуальном действе приняли участие вице-премьер Китая и председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга. По замыслу архитектора, здание напоминает раковину, из которой выкатывается стеклянная жемчужина. «Русалка» же, установленная посреди бассейна, развивает «водную» тему: в поднятых руках она держит раскрытую раковину все с той же жемчужиной.

Скульптура «Русалка» в Петербурге на Петергофском шоссе

Стараясь не повторить известные статуи русалок в Копенгагене («русалочка», 1913, скульптор Э.Эриксен; знаменитая поза: сидит на правом бедре, согнув колени и опираясь правой рукой о постамент) и Мисхоре («Русалка с младенцем», начало XX в., скульптор А.П. Адамсон), Чаркин поставил свою асексуальную русалку на колени, отчего статуя приобрела некоторую двусмысленность: Русалка, символ России, стоит на коленях в «китайском квартале» и преподносит жемчужину, символ девственности и чистоты, символически отдавая иноземцам свою невинность. Упоминание объекта см. в статье: Золотоносов М. Нет, не того так пылко я леплю // Город: Петербургский журнал. 2008. №1.21 -2 8 янв.С. 22.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Кто же автор скульптуры: А.С.Маркин или А.С.Чаркин?
    В вашем материале авторство сначала приписано одному, потом другому…