Скульптура «Восходящее солнце» в Петербурге в Муринском парке

«Восходящее солнце». Создано в 1962 г. Установлено в 1985 г. в Муринском парке (пр. Луначарского). Скульптор Александр Николаевич Черницкий. Гранит. Высота 1, 25 нат. в.

Скульптура «Восходящее солнце» в Петербурге в Муринском парке

По первоначальной планировке Муринского парка (1972 — 1974), выполненной 9-й мастерской ЛенНИИпроекта (руководитель — архитектор А.Т.Леляков), в нем предусматривался целый сад скульптуры (из гранита и бронзы), к которому вела аллея от центрального входа, расположенного на углу Тихорецкого пр. и пр. Луначарского. Скульптуры должны были располагаться посреди яблоневых деревьев, оставшихся от прежних времен (сообщено архитектором Р.П.Майковой, вдовой А.Г.Лелякова). Однако яблони были уничтожены в процессе строительства, а планировка не реализована. Единственным отголоском всех этих утопических планов оказались несколько гранитных работ А.Н.Черницкого.

Скульптура первоначально была сделана в гипсе (0,5 нат. в.), позировала натурщица Зоя Александровна, один из гипсовых этюдов обнаженной натуры находится в мастерской скульптора, а бронзовый отлив с нее 0,5 нат. в. хранится в Музее городской скульптуры. С гипсового варианта скульптор вырубил по точкам с увеличением гранитную парковую статую (об этой работе см.: Черницкий А.Н. Искусство и жизнь. СПб., 2002. С. 14; фото см.: Там же. С. 112, 128, 176), которой посвятил наивное (т.е. относящееся к наивному искусству) стихотворение: «Живую встретил я мечту, / Благоговеньем опаленный, / Я радовался, что живу, / И что мечта живет со мною.

/ Прошли года и вдруг увидел / Фигуру со спины. / Снова она, мечта живая / Стоит передо мной, сияя, / На солнце солнцем отозвалась, / Сама, как солнце. / Что такое? Я чувство это узнаю: / Да, это — чувство детства. / Под восходящим солнцем / К жизни возрождался я, / Проснувшись после сна. / Какое нежное тепло по телу льется, / Все дальше, больше и теплее / С горизонта солнце греет, / Поднимаясь выше, выше. / С этим чувством жить я так не мог, / И решил вложить его я в камень, / Находя в этом радость и тепло, / Зимою жаркое, как пламень, / В рубке камня солнце высекая» (Черницкий. СПб., 1995. С. 26; дата: 1960).

Скульптура «Восходящее солнце» в Петербурге в Муринском парке

«На карте нашего города появилась и новая достопримечательность — „Сад скульптур». Так названа зона молодого парка с живописными прудами в пойме Муринского ручья <…>Авторы этого парка архитекторы института ЛенНИИпроект А.Г.Леляков и Г.Л.Шолохова предусмотрели в зоне прогулочного отдыха территорию с размещением на ней произведений ленинградских скульпторов. Здесь, в выставочном зале под открытым небом, недавно появились первые три скульптурные композиции: „Восходящее солнце», „Семья» и Левушка». Это подарок нашему городу скульптора А.Н.Черницкого <…>Фигура полулежащей девушки как бы приподнимается, тянется к свету, к солнцу. Она полна гармонии, нежной музыкальной естественности. Искусно вырубленный из крупнозернистого гранита торс мягко моделирован, подчинен горизонтально развивающемуся ритму» (Одновалова М.Ю. Заложен «Сад скульптур» // Вечерний Ленинград. 1985. 22 окт.).

Скорее всего, в скульптуре выражено подробно описанное Ш.Ференци в работе «Таласса: Теория генитальности» (1914) желание вернуться в материнскую утробу, где «нет такой болезненной дисгармонии между Эго и окружением, как та, которая характерна для существования во внешнем мире» [см.: Ferenczi Sandor. Versuch der Genitaltheorie. Wien, 1924 (=Internationale Psychoanalytische Bibliothek. Bd. 15); то же в переводе на английский язык: The Psychoanalytic Quarterly (New York). 1938. Благодарим Е.И.Замфир, которая познакомила нас с текстом перевода работы Ш.Ференци].

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий