Скульптурная композиция «Сказки детства» в Петербурге а пр. Королева

«Сказки детства». Скульптурная композиция для фонтана. Установлена в 1989 г. в Приморском районе на пр. Королева (около дд. 29 и 31, в створе ул. Уточкина). Скульптор Эдуард Макарович Агаян (1936 — 1993), архитектор Николай Николаевич Баранов (1935 — 2006). Бронза, гранит. Высота бронзовой композиции 200 см, высота постамента 100 см. На бронзовом плинте выгравированы фамилии скульптора и архитектора, а также надпись: «Ленинград. „Монументскульптура». 1989».

Скульптурная композиция «Сказки детства» в Петербурге а пр. Королева

Композиция, изображающая летящих гусей и мальчика (возможно, имеется в виду «Чудесное путешествие Нильса с Дикими гусями» С.Лагерлеф), установлена в центре гранитного бассейна для фонтана (сведения об этом объекте любезно сообщены В.П.Мартыненко). Как и композиция «Бегущие дети» («Пионеры») В.И.Винниченко и Л.Т.Гапоновой, эта была установлена благодаря существовавшему в 1980-е гг. порядку, согласно которому 2% от стоимости строительных работ отводилось на художественно-декоративное оформление. Агаян и Баранов спроектировали и другой фонтан со скульптурной композицией на «сказочную» тему (в беседе с автором 15 дек. 2002 г.

Баранов не смог вспомнить ее название), который должен был разместиться недалеко от «Сказок детства», была сделана гипсовая модель в натуральную величину, но средств на отливку из бронзы и установку не хватило. Стремление украсить новые жилые районы города монументально-декоративными работами восходит еще к 1970-м гг. Именно тогда «актуальной проблемой стало включение монументально декоративных пластических элементов во внутреннее пространство уже созданных и вновь запроектированных жилых районов». Как писала В.С.Сперанская, в 1970-е гг. этому вопросу уделялось много внимания в проектной и художественной практике Ленинграда, однако реализация ее никак не могла состояться. «Примером подобного рода предложений служит художественное оформление студенческого городка на Новоизмайловском проспекте. Застройка Новоизмайловского проспекта велась по проекту архитекторов С.Сперанского, Е.Владиславлева, В.Струзман, Л.Исаева, Л.Косвен, Т.Милорадович. Н.Шульц.

Крупный ритм 12-этажных башенных объемов, формирующий 2-х километровый южный участок проспекта, обладает необходимой силой и лаконизмом. Широкие защитные полосы зелени, смещенный шаг разрывов застройки на разных сторонах приводит к тому, что магистраль не сжата зданиями с обеих сторон, включение глубинных планов в композицию дополняет ее обьемно-пространственное решение. Большой интерес представляли работы, предназначенные для студенческого городка, предложенные скульптором А.Лазаревым. Создаваемые по его хкизам монументальные группы „Символы эпохи» предполагалось поставить на Новоизмайловском проспекте перед 12-ти этажными точечными домами, являющимися основными композиционными элементами магистрали. Планировка и система озеленения площадок у этих домов должна была соответствовать характеру скульптурной группы.

Проектировались площадки со скульптурами, посвященными Миру, Труду, Свободе, Братстве и Равенству. Скульптурную группу „Счастье» предусматривалось поставить там, где Новоизмайловский проспект пересекается с Южным шоссе. Эта группа служила как бы завершением, венцом всей композиции. Идея постановки скульптур „Символы эпохи» была разработана скульптором с коллективом архитекторов в составе В.Васильковского, Е.Рапопорта, А.Свирского и П.Юшканцева. Состоявшаяся весной 1975 г. в Ленинграде первая выставка эскизных проектов комплексного архитектурно-художественного формирования отдельных сооружений и участков городской застройки продемонстрировала стремление к поиску возможных путей художественного оформления отдельных новостроек города.

Работы для размещения в городской застройке, в садах и парках, на улицах и площадях, предложили и опытные ленинградские скульпторы А.Игнатьев, Н.Кочуков, Е.Николаев, Л.Могилевский, и талантливые, тогда еще совсем молодые художники Э.Агаян, Т.Гагарина, Я.Нейман, В.Козенюк. Местом для приложения творческих сил явился тот же студенческий городок на Новоизмайловском проспекте, одном из уже наиболее завершенных к тому времени жилых ансамблей. Художники В.Писарев, Е.Писарева, скульпторы Р.Красницкий, В.Лебедев, Б.Свинин и Г.Додонова удачно вписали свои произведения в объемно-планировочную структуру этого архитектурного фрагмента. Так работы Б.Свинина „Архимед» и „Юность» отличались глубокими профессиональными качествами, звучали декоративно и монументально, что характерно для индивидуального почерка этого скульптора, и позволяли этим работам органично вписываться в архитектурно-пространственную среду. Скульптурная композиция «Сказки детства» в Петербурге а пр. Королева

В Ленинграде к тому времени был уже сделан ряд практических шагов к осуществлению четкой, выдержанной идейно и тематически, программы эстетического оформления новой застройки. Смысловое звучание многие художественные разработки получали, исходя из названий новых ленинградских улиц, магистралей, площадей и набережных Канвой для подобного идейно-тематического плана явились площади — Победы, Мужества, Александра Невского, Мира, проспекты — Славы, Героев, Непокоренных, Науки, Просвещения, улицы — Верности, Братства, Возрождения, набережные — Свердловская, Арсенальная, Адмиралтейская, Ушакова, Нахимова, Лазарева. Уже были выдвинуты идеи, ждущие своего конкретного воплощения, о создании для новых районов ряда пластических композиций.

Среди них предложение об установке монументально декоративных произведений — на гранитных спусках Свердловской набережной, вдоль ее новой застройки напротив Смольного — изображающие фигуры наяд, символизирующие и подчеркивающие морской характер Ленинграда (Санкт-Петербурга). Они были предложены скульптором Э.Агаяном. Еще один проект по замыслу ленинградских архитекторов и художников мог стать кульминационным художественно-эстетическим акцентом современной застройки, которая велась на правом берегу Невы, на Малой Охте. Этот проект исходил из исторического значения <места>, где сейчас разбит молодой сад, названный „Корабельным», а ранее, в эпоху создания города на Неве, там находились слободы русских ремесленниковумельцев, корабельщиков, резчиков и золотых дел мастеров.

<…>К сожалению, ни один из этих проектов реализован не был» (Сперанская B.C. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма. Петербург — Петроград — Ленинград). Цитата взята из диссертации 1993 г., размещенной в интернете, www.portal-slovo.ru/rus/art/200/9952/&part=2; см.: Сперанская B.C. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма: (К проблеме совершенствования архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда — Санкт-Петербурга). Автореферат дис…. кандидата исусствоведения. СПб., 1993.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий