Скульптурный ансамбль «Гефсиманский сад. Жертва. Любовь. Единение» в Петербурге на Университетской набережной

Скульптурный ансамбль «Гефсиманский сад. Жертва. Любовь. Единение». Установлен во дворе главного здания Санкт-Петербургского университета (Университетская наб., 7).

Скульптурный ансамбль «Гефсиманский сад. Жертва. Любовь. Единение» в Петербурге на Университетской набережной

«Потир». Открыт 9 апреля 2004 г. Скульптор Арсен Альбертович Аветисян (1971 — 2004). Бронза, гранит. Высота шестигранного постамента 130 см, высота бронзового потира 50 см. На верхнем ободе потира надпись: «В мире будете иметь скорбь. Но мужайтесь: Я победил мир. Евангелие от Ин 16:33».

Четыре скульптуры, расположенные вокруг «Потира». Открыты 28 ноября 2007 г. Скульптор Андрей Валерьевич Мишин, архитектор Андрей Николаевич Коновалов. Бронза, гранит.

«Омовение ног». На тыльной стороне постамента бронзовая доска с надписью: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Ин 13, 8. Омовение ног. Sc. A.Mishin». На левой боковой стороне постамента та же надпись на английском языке, на правой — на немецком.

«Поцелуй Иуды». На тыльной стороне постамента бронзовая доска с надписью: «Целованьем ли предаешь Сына Человеческого? Лк 22, 48. Поцелуй Иуды. Sc. A.Mishin». На левой боковой стороне постамента та же надпись на английском языке, на правой — на немецком.

«Взятие под стражу». На тыльной стороне постамента бронзовая доска с надписью: «А они возложили на Него руки <свои>и взяли Его. Мк 14, 46. Взятие под стражу. Sc. A.Mishin». На левой боковой стороне постамента та же надпись на английском языке, на правой — на немецком.

«Иисус перед Пилатом». На тыльной стороне постамента бронзовая доска с надписью: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Ин 19, 10. Иисус перед Пилатом. Sc. A.Mishin». На левой боковой стороне постамента та же надпись на английском языке, на правой — на немецком.

В некотором отдалении расположена композиция «Отдых на пути в Египет». На тыльной стороне постамента табличка: «Отдых на пути в Египет. Скульптор Андрей Мишин. Архитектор Андрей Коновалов. Доктор Сергей Богданов».

Потир — церковная чаша, в которую на проскомидии (первая часть литургии) вливается вино с водою и из которой причащаются. Евхаристический символ, схематичное изображение чаши, ножка которой обвита терном и укреплена на горизонтально расположенном кресте с «вбитыми» в него и торчащими сверху гвоздями. Не исключено, что открытие объекта было символическим перформансом: мало того, что в пятницу (в память о казни Иисуса), так еще и в 16 час. 33 мин. (в честь строки из Евангелия от Иоанна). Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Христа. Предполагалось, что эта чаша первоначально служила Христу и апостолам во время Тайной вечери, т.е. была потиром первой литургии. Объект представляет «эйдос» таинственного сосуда; духовно-символическую природу чаши подчеркивает схематизм формы. В чашу ничего нельзя налить, это символический Православный Грааль. О связи фразы «Я победил мир» с «концом истории» см.: Аверинцев С.С. Символика раннего Средневековья: (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 316. Потир Взятие под стражу Иисус перед Пилатом Омовение ног Поцелуй Иуды Отдых на пути в Египет.

Скульптор Аветисян победил в конкурсе, другой вариант «Потира» создали П.П.Игнатьев и Д.В.Прасолов. У них тоже предполагался шестигранный постамент и цитата из Евангелия от Иоанна 14, 27: «Мир оставляю вам»; при этом сама чаша не была схематичной (объект Игнатьева и Прасолова был продан частному лицу). Об объекте см.: Золотоносов М. Муму в России больше, чем Муму // Город: Петербургский журнал. 2004. № 17. 17 — 23мая. С. 23. Скульптурный ансамбль «Гефсиманский сад. Жертва. Любовь. Единение» в Петербурге на Университетской набережной

В мае 2005 г. площадка вокруг «Потира» была обсажена кустарником, благоустроена и названа «Гефсиманским садом» (открытие 20 мая 2005 г.) — в честь сада под Иерусалимом, отделенного от города потоком Кедроном, в котором Иисус часто бывал с учениками [эпизод ареста в Гефсиманском саду см. Ин 18,1 — 12); здесь же отмечен и мотив чаши: «<…> Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин 18, 11)]. «Все составляющие завершающей скульптурной композиции „Гефсиманского сада» отражают библейские сюжеты. В центре композиции находится установленная ранее „Чаша» (2004 г.) работы скульптора Арсена Аветисяна — это тема молитвы-моления о чаше Иисуса Христа в саду Гефсиманском с последующим предательством Иуды и заключением Иисуса под стражу. Вокруг „Чаши» расположены попарно четыре сюжета <…>: „Омовение ног», „Целование Иуды», „Взятие под стражу» и „Иисус перед Пилатом». Предваряет центральную композицию расположенная в отдалении более масштабная скульптурная композиция „Отдых на пути в Египет», которая относится к иконографии рождения и детства младенца Иисуса — в апокрифическом Евангелии псевдо-Матфея Святое Семейство останавливается для отдыха на третий день Бегства в Египет. С „Отдыхом на пути в Египет» связаны чудо с пальмой и чудо с источником. Для создания образа „Гефсиманского сада» в качестве своеобразных „декораций» вокруг скульптурной группы высаживаются на лето оливковые деревья, специально привезенные для этого из Иерусалима. Сейчас они убраны на зиму в помещения, поскольку петербургский климат все-таки не слишком подходит для подобных растений, но летом они вновь появятся в „Гефсиманском саду» среди уже новых фигур. Архитектором проекта, занимавшимся организацией скульптурного пространства, является А.Н.Коновалов. Как „режиссер» этого скульптурного ансамбля именно он настоял на том, чтобы помимо центральной композиции в ансамбль был также включен сюжет „Отдыха на пути в Египет» для целостности композиции» (Мельникова Д. Открытие искусства // Санкт-Петербургский университет. 2007. № 19. 28 дек. С. 56 — 58). См. также: Васильева Д. В Петербурге появился Гефсиманский сад // Смена. 2007. 29 нояб. С. 3; Аноним. Гефсиманский сад: Жертва. Любовь. Единение // Санкт-Петербургский университет. 2007. № 18. 10 дек. С. 24.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий