Статуи в нишах: «Мельпомена» и «Эвтерпа» в Петербурге на Симеоновской пл.

Статуи в нишах: «Мельпомена»  (в центре). Скульптор Дмитрий Николаевич. Бессмертнов. Высота 220 см. «Эвтерпа» (повторяется четыре раза). Скульптор Тарас Невеселый. Высота 220 см.

Статуи в нишах: «Мельпомена» и «Эвтерпа» в Петербурге на Симеоновской пл.

Скульптуры на фасаде так называемого каменного цирка Г.Чинизелли на бывшей Симеоновской пл. (1876 — 1877, архитектор В.А.Кенель, реконструкция 1959 — 1963 гг.) воссозданы по фотографиям. Названия даны условно при воссоздании. Здание цирка до 2001 г. не считалось памятником архитектуры, статус памятника установлен приказом председателя КГИОП от 20.02.2001 № 15 «Об утверждении вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (пункт 2119). Считается, что первоначально статуи в нишах были сделаны итальянским скульптором Энрико Були (1847 — 1932, скульптор, работавший преимущественно в мемориальном жанре; ему принадлежат, в частности, многие надгробные памятники на кладбище в Милане; см. о нем: Dizionario biografico degli Italiani. Roma, 1972. Vol. 15. P. 616 — 617; информация с сайта www.genealogia.ru/projects/necropolis/tes3/socr.html), автор же группы на аттике неизвестен.

После 1877 г. скульптуры неоднократно обновлялись и заменялись, точная история замен неизвестна ввиду отсутствия документов, фамилии авторов также неизвестны. Античная тематика статуй соответствовала наружной росписи: «Это здание, в архитектурном отношении весьма неказистое, было украшено наружной живописью, представлявшей античные ристалища и средневековые турниры <…>» (Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. Изд. 2-е, доп. М., 1993. Кн. первая, вторая, третья. С. 297).

Статуи в нишах: «Мельпомена» и «Эвтерпа» в Петербурге на Симеоновской пл.

Статуи были утрачены в начале 1920-х гг., весь советский период на фасаде цирка скульптур не было. «Список потерь открывают музы — их скульптурные изображения исчезли из проемов окон в 1920-х годах. На фотографии 1932 года видно, что крайние двери (1-я и 5-я) на фасаде ризалита замурованы, а на фотографии 1936 отсутствуют крылья навеса, которые прикрывали эти двери. Изгибы крыльев были украшены ажурной чугунной вязью. На этой же фотографии нет и скульптурной группы, которая венчала аттик главного фасада. Вместо нее до 1963 года устанавливаются разные конструкции с надписями „Цирк» и „Госцирк». Современный вид цирк приобрел в начале 1960-х годов, после капитального ремонта и реконструкции здания» (Чупровская-Дзеревяго Л. Один из красивейших цирков Европы // История Петербурга. 2001. № 4. С. 48 — 49). Краткое упоминание установки скульптур на фасаде и аттике см. в статье, посвященной открытию сезона и новой цирковой программе: Леусская Л.Е. Тигры, львы и кошки-мышки // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 3 окт.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий