Статуя Н.Н.Соловьева в Петербурге

Статуя Н.Н.Соловьева. Открыта 4 сентября 2003 г. Скульпторы Валентин Дмитриевич Свешников, Альберт Серафимович Чаркин, архитектор Александр Иосифович Кицула. Бронза, гранит. Высота фигуры 270 см, высота постамента 100 см. На круглом постаменте пять олимпийских колец и надпись: «Николай Соловьев». Несанкционированный объект.

Статуя Н.Н.Соловьева в Петербурге

Соловьев Николай Николаевич (1931 — 2007), заслуженный мастер спорта (1957) по классической борьбе, чемпион Олимпийских игр (1956) в Мельбурне в легчайшем весе, чемпион СССР 1955 и 1959 гг. в наилегчайшем весе; вице-председатель городской федерации греко-римской борьбы. Скульптура изготовлена на средства Балтийской строительной компании. Об открытии см.: Михайлов В. Три богатыря // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 5 сент.; о Соловьеве см.: Эстерлис М. Когда третий не лишний // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 13 сент. Экспрессивное фото трех статуй см.: Город: Петербургский журнал. 2003. № 35. 15 сент. С. 26 — 27. См. также: Эстерлис М. И стала скульптура памятником: Ушел из жизни олимпийский чемпион Николай Соловьев // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 23 нояб.

Концертный зал был открыт в здании Декорационного магазина и зала дирекции Императорских театров (архитектор ВАШретер, 1900), который являлся выявленным объектом культурного наследия (см. приказ председателя КГИОП № 15 от 20 февраля 2001 г.). После пожара в ночь с 5 на 6 сентября 2003 г. здание превратилось в остов: «Были полностью уничтожены металлические балки межэтажных перекрытий, металлические фермы чердака выгорели и в результате пластических деформаций повисли на обломках внутренних стен здания.

Конструкция крыши с располагавшимся в коньке световым фонарем, ленточное остекление боковых фасадов также были разрушены пожаром. В наружных и внутренних стенах образовались трещины, выпали отдельные кирпичи из оконных перемычек, произошло обрушение участков венчающего карниза» (Орлова И. Новое содержание прежней формы: Проект создания третьей сцены Мариинского театра реализуется в рекордные сроки // Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2006. № 2 (30). Лето. С. 39 — 40). Руководство Мариинского театра обратилось в комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) с просьбой изучить возможность реконструкции здания под третью сцену Мариинского театра с одновременным расширением его на территории Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (ул. Декабристов, 35).

После ответа из КГА от 22.03.2005, содержавшего ряд условий, необходимых для выполнения, была проведена экспертиза КГИОП и утвержден проект реконструкции, согласно которому следовало сохранить главный фасад по ул. Писарева и четыре из пяти пролетов боковых фасадов с устранением несущей нагрузки на подлинные стены, а также провести реконструкцию здания с расширением за счет пристройки дополнительного объема к восточному фасаду, т.е. на бывшей территории стадиона Академии физической культуры (письмо КГИОП № 2 — 5514 — 1 от 02.08.2005; о проекте создания 3-й сцены Мариинского театра см.: Золотоносов М. Сколько Петербургу Мариинок надо? // Город: Петербургский журнал. 2005. 12-1 8 сент. № 31. С. 22 — 24; см. также: Архитектурный ежегодник. Санкт-Петербург. 2004 — 2005. СПб., 2005. Вып. 4. С. 172 — 173).

Экспозиция временного регламента застройки и проекта реконструкции прошла в помещении администрации Адмиралтейского района с 22 августа по 12 сентября 2005 г. (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 32. 22 авг. С. 17; Шувалов В. Третья не лишняя // Город: Петербургский журнал. 2005. 29 авг. — 4 сент. № 29. С. 12). 17 ноября 2005 г. прошли общественные слушания (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 46. 28 нояб. С. 33). Авторы проекта реставрации и реконструкции здания — архитекторы Р.М.Даянов («Литейная часть — 91») и К.Фабр (Франция). Реставрационные и строительные работы финансировались частным капиталом (25 млн долларов) и государством (15 млн долларов).

К концу ноября 2006 г. работы были завершены [Маринин В. Мариинка открывает третью сцену // Невское время. 2006. 29 нояб. С. 2 (фотография фасада, бюсты и лира на крыше отсутствуют); Фото с подписьк» // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 29 нояб.; Орлова Н. Третий зал Мариинки // Российская газета (Санкт-Петербург). 2006. 30 нояб. С. 13; Раннев В. Мариинка зазвучала по-японски // Коммерсанты Санкт-Петербург. 2006. 30 нояб. С. 22; Дмитриев М. Возникший из пепла // Культура. 2006. 7-1 3 дек. № 48. С. 3; Кузнецова Е. Симфония для гурманов // Недвижимость и строительство Петербурга. 2006. 18-2 5 дек. № 49. С. 12]. 29 ноября состоялся первый концерт, маркированный присутствием президента В.В.Путина.

По сведениям из КГИОП (беседа автора с ИАОрловой 17 янв. 2007 г.), первоначальный проект К.Фабра вообще не предусматривал установку бюстов и лиры на крыше, однако архитектору приходилось идти навстречу требованиям заказчика. По сведениям, полученным от скульптора АААрхипова (беседа с автором 15 февр. 2007 г.), планировалось установить семь бюстов (без бюста А.П.Бородина) на карнизе над эркером, но ВАГергиев потребовал, чтобы бюстов было именно восемь. Сам К.Фабр об «ужасных бюстах композиторов» в интервью сообщил следующее: «Бюсты должны были сделать не из плексигласа, а из стекла, в более абстрактной манере. Они были заказаны французскому скульптору Сергею Есаяну, живущему в Париже. Стекло, умело подсвеченное, как вы понимаете, дает совсем другой визуальный эффект, нежели плексиглас. Сейчас они выглядят безобразно, к тому же стоят на другом уровне» («Я работал целый год бесплатно» [Интервью Ксавье Фабра] // Газета. 2007. 15 янв. С. 19). Кажется, для бюстов планировались специальные ниши на фасаде.

Проект К.Фабра реализовала строительная фирма «Невисс-Комплекс», причем со значительными искажениями. Выяснить, кто подготовил проект торцевого фасада, выходящего на ул. Декабристов, в его окончательном вульгарном виде, не удалось. Скорее всего, созданная бутафория — плод самодеятельности администрации Мариинского театра, возможно, все возникло без проекта, в процессе импровизации.

Первоначально бюсты композиторов были установлены в два яруса: во-первых, на краю крыши здания (четыре бюста), во-вторых, на карнизе, расположенном ниже, непосредственно над эркером. Бюсты отлиты из прозрачного оргстекла (во Франции оно называется плексигласом) — в расчете на декоративную подсветку в темное время суток. Между бюстами на крыше размещена гигантская лира, а между кровлей и эркером — рельефный фриз (на всю ширину эркера), сделанный из меди, с изображениями труб и лавровых ветвей, на фоне которого было поставлено еще четыре бюстаСтатуя Н.Н.Соловьева в Петербурге

Квалифицировать возникшее нагромождение самых банальных символов можно только как кич, все характерные признаки которого налицо: начиная от штампов-символов вроде лиры (язык кича — легко усваиваемые знаки, не нуждающиеся в рациональной интерпретации) и заканчивая примитивной экстравагантностью (размещение бюстов на крыше вопреки архитектурному стилю здания). Первоначально заданное ВАГергиевым число бюстов русских композиторов XIX — XX вв. — восемь — скорее всего, соответствовало октаве. Как известно, кич механистичен и действует по формулам; в данном случае, видимо, имело место механическое использование числа «восемь». Дискуссионным остается только один вопрос: случайно ли торцевой фасад получился в стиле кича или же кич был целью при создании коммерческого объекта, как это просходит в современной массовой культуре в сфере графического дизайна.

По существу на фасад перенесена Аллея композиторовгероев, составляющих «национальную гордость». Как и в ряде других случаев (фигурки животных, помещенные в агрессивную кич-среду Малой Садовой ул., — «Кот», «Кошка», «Добрая собака»), бюсты композиторов сами по себе нельзя отнести именно к кичу. Однако собранные вместе (в рекламной функции «знаменитостей, рекламирующих товар» — Концертный зал модного театра), изготовленные из оргстекла и помещенные на фасад в виде «частокола», они, естественно, приобретают новое эстетическое качество, которого были лишены имманентно.

В частности, это касается материала — оргстекла, поскольку оно сразу ассоциируется с процедурой хтетического обеднения, которая создает кич. Например, многие мастерские, создающие предметы для интерьера, производят эффектную, но недорогую скульптуру — в частности, из оргстекла или силикона, которые лишь имитируют венецианский стиль литья из стекла (www.malyar4you.ru/page6.htm). Существуют скульптуры из оргстекла, тонированные под бронзу. Таким образом, мы имеем дело с имитацией, смыкающейся с обычной для театра бутафорией.

Еще один аспект связан с подсветкой: были данные, что источники света введены внутрь бюстов, т.е. бюсты превращены в своего рода «абажуры». Подобное совмещение функций также сближает их с объектами кича. Наконец, снизу все восемь бюстов кажутся одинаковыми, различить детали скульптурных портретов практически невозможно, в итоге возникает впечатление, что один объект многократно повторен, размножен, а следовательно, лишен смысла и превращен в «орнамент».

Нелепость фасада вступила в соперничество с нелепостью размещения парадного входа в концертный зал со стороны двора, рядом со стадионом и брандмауэрами близлежащих домов. Архитектурный контекст был проигнорирован полностью. Восторженная оценка официозного издания [«С архитектурно-композиционной точки зрения видозмененный образ исторической постройки не только не конфликтует со сложившейся средой окружающей застройки, но и неким непостижимым образом гармонизирует ее.

Здание концертного зала, становясь одним из доминирующих пространственно-планировочных акцентов в конце ул. Декабристов, отличается пропорциональностью и сдержанностью форм, создает ощущение градостроительной завершенности этого уголка Коломны» — Троицкая М. Событие федерального масштаба: Третья сцена Мариинки ждет зрителей // Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2006. № 4 (32). Зима. С. 9; на обложке фотография фасада — установлены четыре бюста на карнизе над эркером] скрывает истину: на самом деле новостройка значительно усилила градостроительную незавершенность (см. об этом: Золотоносов М. Валерий Гергиев: Реквием на развалинах //Дело. 2008. 9 июня. № 20. С. 10; 23 июня. № 21. С. 9), внеся стилевой разнобой волюнтаристским достраиванием исторического здания Декорационного магазина.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий