Бюст императора Вителлия в Петербурге в Летнем саду

Бюст императора Вителлия. Установлен в парке Константиновского дворца. Скульптор Борис Анатольевич Петров. Высота 90 см, высота с гранитным пьедесталом 200 см. Демонтирован.

Бюст императора Вителлия в Петербурге в Летнем саду

В соответствии с заказом, поступившим от управления делами президента, было выполнено восемь бюстов римских императоров, в частности бюст Юлия Цезаря [скульптор Ю.Н.Елиференко, оригинал находится в фондах ГМЗ «Павловск» (неизвестный русский скульптор, XVIII в.)] и бюст императора Гальбы (скульпторы Н.Н.Анциферов и АААнаньев, неизвестный русский скульптор, XVIII в., оригинал находится в фондах ГМЗ «Павловск»). Однако вследствие нежелательных ассоциаций заказчик отказался от установки бюстов императоров в парке Константиновского дворца и сразу отправил их в фонды. В парке от первоначального проекта остался лишь бюст императора Вителлия (оригинал находится в фондах ГМЗ «Павловск», реплика XVIII в. с античного бюста). По сообщению Ю.Н.Елиференко (беседа с автором 26 июня 2008 г.), всего он сделал четыре бюста императоров.

Случайно Вителлий оказался емким символом, смысл которого не был известен заказчику. В «Жизни двенадцати Цезарей» Светония противопоставлены добродетельные императоры и порочные (monstra), олицетворяемые фигурами Нерона, Калигулы, Вителлия и Гелиогабала. В связи с «монстрами» М.Фуко сформулировал понятие «гротескной власти», «бессовестного правления», «смехотворного авторитета», причем, весь этот ряд выразил «поступательное развитие того, что можно было бы назвать мерзостью власти» (Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 — 1975 учебном году. СПб., 2005. С. 34). «<…> Механизм гротескной власти, бессовестного правления составляли непременный элемент функционирования Римской Империи от Нерона до Гелиогабала. Гротеск — это один из важнейших методов самодержавного господства» (Там же. С. 33).

Бюст императора Вителлия в Петербурге в Летнем саду
Male bust — so-called “Vitellius of Grimani”. Marble. First half of the 2nd century A.D. Inv. No. 20. Venice, National Archaeological Museum.

После выхода статьи, в которой раскрывались указанные значения (Золотоносов М. Их здесь не стояло <оригинальное название «Механизмы гротескной власти»>// Город: Петербургский журнал. 2006. № 25. 10 — 16 июля. С. 18 — 19), ввиду точной аналогии с контрреформаторским режимом В.В.Путина бюст Вителлия был демонтирован и возвращен изготовителю (информация скульптора Г.В.Лукьянова в беседе с автором 25 сент. 2006 г.). Кстати, не только бюст императора Вителлия, но и многие другие аллегорические статуи, описываемые ниже, в современном политическом контексте приобрели откровенно пародийный характер, особенно «Правосудие» в трех экземплярах. Что касается стилистики античного скульптурного портрета, то она оказалась в начале XXI в. востребованной в России. Например, в мастерской БАПетрова, которую автор посетил 12 окт. 2006 г., обнаружился бюст бизнесмена (скульптор лепил с натуры) в облике римского сенатора; бюст предполагалось сделать из мрамора, отполировать и установить в интерьере новорусского жилища на мраморной колонне.

В соответствии с первоначальным заказом эти статуи, высота которых была задана заказчиком и равнялась высоте оригиналов, должны были размещаться в нишах здания дворца (высотой 400 см). Однако при примерке выяснилось несоответствие размеров статуй и ниш, и статуи были отправлены в парк.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий