Бюст П.И.Чайковского в Петербурге в Таврическом саду

Бюст П.И.Чайковского. Открыт 14 мая 1990 г. Установлен в Таврическом саду (Потемкинская ул., 6). Скульптор Борис Алексеевич Пленкин, архитектор Жан Матвеевич Вержбицкий. Бронза, гранит. Высота бюста 120 см. Высота постамента 200 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Петру Ильичу Чайковскому 1990».

Бюст П.И.Чайковского в Петербурге в Таврическом саду

Бюст установлен к 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского (1840 — 1893). Самый известный русский композитор. «Его музыка <..>отражает духовное состояние человека XIX столетия и менее национальна в смысле описания русского характера. Подобно Достоевскому, Чайковский интересовался человеческой душой и выражал ее борьбу и страдания. В слепом и беспомощном движении 6-й симфонии можно увидеть пророческое и скорбное выражение приближающегося рока» (Вернадский Г.В. Русская история / Перевод с 6-го издания, New Haven, 1969. М„ 1997. С. 261). Подарок СанктПетербургу. Между прочим, подарком городу являлся и бюст В.В.Маяковского (1976) работы Б.А.Пленкина. Забавная идея — установить бюст Чайковского в Таврическом саду, который в начале века являлся местом прогулок гомосексуалистов (см., например: Кузмин М.А. Дневник 1905 — 1907. СПб., 2000. С. 172, 173, 175 — 176, 179, 183, 185 и др.). Впервые о необходимости установить памятник Чайковскому было написано в сент. 1987 г. (Навеки в камне // Ленинградская правда. 1987.17 сент.; на вопросы газеты отвечали председатель правления ЛО Союза архитекторов Г.Н.Булдаков и главный архитектор Ленинграда С.И.Соколов).

Конкурс проектов памятника Чайковскому был объявлен решением исполкома Ленгорсовета «О проведении открытого конкурса на лучшее проектное предложение памятника П.И.Чайковскому» от 4 декабря 1987 г. № 956 (см. об открытии конкурса: Аноним. Памятник Чайковскому // Ленинградская правда. 1987. 15 дек.); конкурс прошел в 1988 г. (о выставке 48 конкурсных проектов в Русском музее см.: Аноним. Гению русской музыки // Ленинградская правда. 1988. 21 окт.; Аноним. Каким будет памятник? // Вечерний Ленинград. 1988. 3 нояб.; Позняк Т. Говорили о Чайковском // Ленинградская правда. 1988. 24 нояб.; Дергачева Е. Памятник Чайковскому: Конкурс продолжается // Ленинградский рабочий. 1988. 9 дек. № 49. С. 13; Кейлина С.Я. Монументальная скульптура Ленинграда: К истории конкурсов 1980-х гг., проблемы и тенденции // Монументальное искусство: (теория, история, современная практика): Сборник по учебно-методическим вопросам. Л., 1990. С. 73 — 81). Первоначально предполагалось, что памятник будет установлен на Театральной пл. (между прочим, в литературе отмечен проект памятника Чайковскому работы архитектора А.Д.Бочарова «возле Училища правоведения на набережной Фонтанки — со скамьями, декоративными фонарями и полукруглыми спусками к воде» — см. справку в «Биографическом словаре архитекторов и строителей Санкт-Петербурга» в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб., 2000. С. 644). Первое место на конкурсе 1988 г. получил проект М.К.Аникушина (1917 — 1997) и архитектора С.Л.Михайлова, второе и третье — проекты Л.К.Лазарева (1928 — 2004) и В.Г.Стамова (1914 — 1993). Однако ни один из проектов не был утвержден, и было решено конкурс продолжить, сделав его международным. Перестало казаться очевидным и место установки на Театральной пл., обсуждение проблемы места сделалось хроническим, помимо Театральной пл. назывался участок между пл. Декабристов и Исаакиевским собором, упоминался и Никольский сад, где, в частности, предлагал установить памятник участвовавший в конкурсе П.О.Шевченко (Себошев С. Где быть памятнику П.И.Чайковскому? // Вечерний Ленинград. 1991. 11 янв.; Пирютко Ю.М. Ищем место для памятника // Санкт-Петербургские ведомости. 1994. 15 янв.).

Бюст П.И.Чайковского в Петербурге в Таврическом саду

Пленкин участвовал в конкурсе, но его проект даже не был премирован. В то время у города уже не было денег на установку памятника, и реализация проекта остановилась. В этих условиях Пленкин проявил инициативу и начал самостоятельную работу над стандартным бюстом композитора, предварительно согласовав эту работу с М.К.Аникушиным и получив от него «разрешение» (сведения получены автором от самого Пленкина): Аникушин как «первое лицо» в скульптурном мире и как победитель конкурса не возражал. Между прочим, Пленкин пытался найти деньги в ленинградском Фонде культуры, председатель правления которого А.А.Мыльников устроил обсуждение проекта памятника (бюста) работы Пленкина. Но, по собственному признанию Пленкина, против оказались скульпторы («почему он, а не мы?») и композиторы («почему Чайковский, а не Мусоргский?»). Денег по-прежнему не было, и бюст был предложен городу как подарок, а все расходы на изготовление бронзового бюста и постамента и установку взяло на себя ООО «Гранит» (руководитель Р.С.Свирский). Пленкин хотел поставить бюст в Александровском саду на то место, где сейчас стоит бюст Горчакова, однако разрешение получить не удалось. Потом Пленкин претендовал на место в том же саду, в розарии (который тогда еще существовал), но не было согласовано и оно. В итоге бюст оказался в Таврическом саду, в том углу, который образуют Потемкинская и Кирочная (б. Салтыкова-Щедрина) улицы. Об открытии см.: Аноним. Творцу бессмертной музыки // Ленинградская правда. 1990. 15 мая. Скульптор Л.К.Лазарев был так раздосадован происшедшим, что, по собственным словам, уничтожил все эскизы памятника (он изобразил композитора стоящим).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий