Композиция «Остап Бендер» в Петербурге на Итальянской улице

Композиция «Остап Бендер». 22 июля 2000 г. установлен у входа в ресторан «Золотой Остап» (Итальянская ул., 4). Скульптор Альберт Серафимович Чаркин, архитектор Вячеслав Борисович Бухаев. Бронза. Высота 190 см. Несанкционированный объект.

Композиция «Остап Бендер» в Петербурге на Итальянской улице

Знаменитый обаятельный плут, «благородный жулик», герой популярных романов И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Обращение к образу Бендера симптоматично для времени обогащения путем смелых афер (об актуальных для посткоммунистической России литературных предшественниках Бендера — от жуликов из новелл О.Генри до Аметистова из «Зойкиной квартиры» М.А.Булгакова — см. выразительный комментарий: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Щеглов Ю.К. Комментарии к роману «Двенадцать стульев». М., 1995. С. 458 — 461). Отзвук почившего в бозе фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап», проводившегося в Петербурге в 1990-е гг. У бронзового Остапа Бендера портретное сходство с Сергеем Юрским, исполнявшим роль Бендера в фильме М.Швейцера «Золотой теленок». Стул, входящий в скульптурную композицию, специально предусмотрен для того, чтобы на него садились желающие сфотографироваться рядом с «великим комбинатором».

Композиция была заложена 14 апр. 2000 г. на пересечении Большой Посадской ул. и Певчевского пер., рядом с Народным литературным музеем Остапа Бендера, созданным Анатолием Котовым (адрес: Б.Посадская ул., 9/5, музей открылся 24 июля 1995 г.): «Это шумное и веселое событие задало тон открывшемуся на невских берегах Восьмому международному фестивалю сатиры и юмора „Золотой Остап» <…>На церемонии был и астролог Яков Учитель, который, проанализировав тексты романов и произведя сложнейшие расчеты, установил, что Остап Бендер родился 25 июля 1900 года в городе Одессе. В этот день спустя ровно 100 лет и будет открыт монумент» (Аноним. В Санкт-Петербурге заложен памятник Остапу Бендеру // Новые Известия. 2000. 15 апр.). См. также: Позняк Т. Сбылась мечта идиота!: К 100-летию Остапа Бендера // Невское время. 2000. 15 апр.; Костюковский В.В. Ося и Киса здесь были! // Новые Известия. 2000. 18 апр. Саму композицию, однако, установили на Итальянской ул.

«Люди, сделавшие городу столь щедрый презент, заслуживают широкой известности. Инициатором установки выступил директор Народного литературного музея Остапа Бендера Анатолий Котов. Оплатил проект директор Балтийской строительной компании Игорь Найвальт. Бронзовый Остап встал перед входом в ресторан, что в первом этаже реконструированного Найвальтом дома. Кстати, дом 5 на площади Искусств («дом Жако») — бывший федеральный памятник архитектуры. Бывший не только потому, что его понизили в статусе, но и потому, что БСК обошлась с памятником более чем вольно, в обход всех охранных требований. Игорь Найвальт нимало не сомневается ни в своем вкусе, ни в своем праве обустраивать Петербург по своему вкусу.

Года два тому назад он собирался построить большущий собор на Троицкой площади и никак не мог взять в толк, почему эта идея так не нравится Научному совету по охране культурного наследия. Как фанатик христианской веры и патриот, он хотел прикрыть высоким храмом здание мечети. Потом со всей страстью переключился на памятник святому благоверному Александру Невскому — в день освящения закладного камня истово крестился и целовал руку митрополиту. Фигура „сына турецко-подданного и потомка янычар» — нечто новенькое в пантеоне Игоря Найвальта. Но это, право, к лучшему. Слава Богу, никто не надоумил мецената увековечить память одного из православных завсегдатаев кабаре „Бродячая собака», что находилось когда-то во дворе лома Жако». Иначе в один прекрасный день мы увидели бы у дверей кабака Анну Ахматову или Велимира Хлебникова. Тем более, что скульптор Чаркин с легкостью изваяет любого» (Речкин В. <Лихачева Л.Н.>Не надо оваций // Бюллетень недвижимости. 2000. 3- 6 авг. № 59. С. 8).

Версию создания объекта предложил и скульптор: «Идея сделать Остапа <…>возникла неожиданно. Директор комбината „Скульптура» обратился к „Балтийской строительной компании» с просьбой профинансировать один из памятников (согласно уточнению директора комбината Ю.М.Павлова, речь шла о некоем памятнике для другого города, но назвать город и название объекта Павлов наотрез отказался, а это доказывает, что автором этого таинственного памятника тоже был Чаркин — М.З.), а руководитель БСК <…>предложил сделать Остапа.

<…>Сначала Остапа хотели поставить в скверике у „Ленфильма», но нам сказали: „Мы фильмы про Остапа Бендера ни разу не делали». Хотели поставить у музея Остапа Бендера, на Подъяческой (ошибка, «народный музей Остапа Бендера» тогда располагался на Б.Посадской ул. — М.З.), но требовались долгие согласования. А на Итальянской, у ресторана „Золотой Остап», — там несколько метров до территории БСК. Туда и поставили, правда, временно. Если место будет найдено, перевезти — дело не трудное» (Петербургская скульптура: время новых идей [Интервью А.С.Чаркина] // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 2. С. 148). «И.А.Найвальт предложил установить в Санкт-Петербурге памятник Бендеру, а исполнение заказа — мне.

Я перечитал внимательно роман, просмотрел фильмы и очень увлекся работой. Вначале Остап был очень похож на актера Юрского, но в процессе работы образ менялся: то приобретал черты Андрея Миронова, то грузинского актера Гомиашвили. В результате получился собирательный образ всех актеров, исполнявших роль Остапа. <…>Один из 12 стульев, сделанный в натуральную величину, дает возможность посидеть на нем и подумать о смысле жизни. Остап потратил всю свою жизнь на поиски счастья, гоняясь за „золотым тельцом». Он не ставил перед собой высокой цели — в конце его ожидала только пустота. Однако время показало, что племя комбинаторов неистребимо — Остап жив и сегодня!» (Альберт Чаркин. Жизнь в искусстве. СПб., 2002. С. 122). Композиция «Остап Бендер» в Петербурге на Итальянской улице

В художественной критике к объекту отнеслись с неодобрением. Основные претензии вызвала не сама фигура, сделанная с установкой на натурализм, а место ее размещения. «Присущая материалу основательность входит в противоречие с его случайным местоположением в ансамбле эпохи классицизма» [Фролов В.В. Паноптикум эпохи Яковлева: Традиции монументальной скульптуры в Петербурге // Петербург на Невском. 2001. Нояб. — дек. № 11 (58). С. 12]. См. также: Трефилов Ю. Остапу Бендеру — к 100-летию // Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 22 — 28 июля. С. 3; Кантор Ю., Смолина С. Остап шагает впереди // Известия. 2000. 24 июля; Аноним. «Бендер жил, Бендер жив, Бендер будет жить!» // Невское время. 2000. 25 июля. С. 2; А.Д. Сбылась мечта // Вечерний Петербург. 2000. 25 июля; Галеева В. Остапа не посадят никогда // Смена. 2000. 25 июля; Михайлович А. Петербург почтил уголовный кодекс памятником Остапу Бендеру // Коммерсанты Санкт-Петербург. 2000. 25 июля. С. 7; Новоселова Е. Остапы множатся // Гудок. 2000. 25 июля; Алехин С. Остап жил, Остап жив, Остап будет жить! // Российская газета. 2000. 26 июля. С. 8; Корконосенко Н. Юбилей Бендеру устроили астрологи // Версты. 2000. 27 июля; Степанова И. Великий комбинатор, оказывается, был питерцем // Время МН. 2000. 2 авг. С. 8.

Первым в ряду «памятников» персонажам романов Ильфа и Петрова появился бронзовый Паниковский с чертами З.Е.Гердта в Киеве (открыт 31 мая 1998 г., скульпторы В.Щур и В.Сивков, архитектор В.Скульский).  Затем статую Остапа Бендера открыли в 1999 г. в Элисте (в районе Сити-Чесс, в центре которого находится Дворец Шахмат, построенный для проведения шахматных турниров и олимпиад; Сити-Чесс является воплощением проекта Нью-Васюки, к нему ведет проспект Остапа Бендера; скульптор из Пензы А.Хачатурян; копия этой статуи стоит в Рио-де-Жанейро), а уже потом появился петербургский Бендер.

Статуи Бендера были открыты также в Бердянске (июнь 2002 г., скульптор Н.Мироненко), Виннице, Жмеринке (сент. 2001 г., скульптор Н.Крыжановский), Екатеринбурге (авг. 2007 г.), Комарово (под Винницей, нояб. 2005 г., скульптор В.Козерацкий) и Харькове (авг. 2005 г., скульптор Е.Гурбанов). Все объекты выполнены в сходной «муляжной» стилистике (см.: Руденко А. ostapbender.spb.ru// На дне. 2002. 15-2 1 апр. № 9. С. 5). Из более поздних «памятников» персонажам «Двенадцати стульев» любопытны «Отец Федор» (Харьков, сент. 2003 г., скульптор В.Кондратюк; портретное сходство с актером М.И.Пуговкиным, исполнителем этой роли в фильме) и «Людоедка Эллочка» (Харьков, 1 апр. 2006 г., скульптор К.Мамедов; портретное сходство с актрисой Е.Ю.Шаниной, исполнительницей этой роли в фильме).

Портретное сходство с популярными киноартистами характерно и даже обязательно для кича. В примеч. 152 к вступит, статье шла речь о наборе шампуров московской фирмы «Галерея „Велис»»: рукоятки шампуров выполнены в виде персонажей кинофильмов «Кавказская пленница» и «Джентльмены удачи». Та же фирма выпускает скульптуру «Черт побери» (авторская работа, резьба по камню), изображающую А.А.Миронова в роли Козодоева из кинофильма «Бриллиантовая рука».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: