Памятник М.В.Ломоносову в Петербурге на Менделеевской линии Васильевского острова

Памятник М.В.Ломоносову. Открыт 21 ноября 1986 г. Установлен на Менделеевской линии Васильевского острова. Скульпторы Валентин Дмитриевич Свешников, Борис Анатольевич Петров, архитекторы Игорь Александрович Шахов и Эдуард Александрович Тяхт. Бронза, гранит. Высота фигуры 360 см.

Памятник М.В.Ломоносову в Петербурге на Менделеевской линии Васильевского острова

Памятник открыт к 275-летию со дня рождения Ломоносова После того, как в 1953 г. в Москве перед зданием университета на Ленинских горах был установлен памятник Ломоносову (скульптор Н.В.Томский; см.: Памятники Ломоносову // Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь СПб., 1999. С. 135 — 137), в конце 1950-х гг. Союзом художников СССР был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Ломоносову и в Ленинграде — планировалось открыть его в 1965 г. к 200-летию смерти. Место будущего памятника — на Менделевской линии — было утверждено еще в авг. 1960 г. (Аноним. Здесь будут памятники // Вечерний Ленинград. I960. 2 сенг.). «Во Дворце работников искусств имени К.С.Станиславского открылась выставка проектов <…>В конкурсе <…>участвуют скульпторы М.Габе, Н.Кочуков, А.Дегтярев, Л.Торич, В.Татарович, П.Якимович, Г.Ястребенецкий» (Аноним. Новый памятник М.В.Ломоносову // Вечерний Ленинград. 1960. 12 дек.). После двух туров конкурса лучшим был признан проект скульпторов М.Р.Габе (1917 — 1984), Л.М.Торича (1913 — 1997) и П.А.Якимовича (1920 — 2009) и архитекторов И.И.Фомина (1904 — 1989) и В.С.Васильковского (1921 — 2002), которые для второго тура предложили стоящую фигуру «народного ученого» в рабочем фартуке, выражающую известный девиз: «Природа не храм, а мастерская» (между прочим, в первом туре Габе — Торич — Якимович сделали стоящую фигуру со свитком стихов и глобусом в руках). «Не в привычном пышном камзоле, а в простой рубашке с расстегнутым воротом и засученными рукавами, в рабочем переднике Михаил Васильевич Ломоносов выглядит человечней, проще, правдивей. Запечатлен момент прерванного творческого труда. Рука опустилась на стоящую рядом армиллярную сферу» (Кириченко А. Проект памятника ученому // Смена. 1961. 16 нояб.; см. также: Росгалов А. Монумент на Невских берегах // Известия. 1961. 26 нояб.: эскиз см. в альбоме: Архитектор-художник Владимир Васильковский. СПб., 2005. С. 53, даты: 1960 — 1974 — 1981; фигура на низком постаменте, фартук напоминает о химических опытах, левой рукой Ломоносов опирается на армиллярную сферу; фото см. на с. 384). Окончательная модель памятника в гипсе была принята государственной художественной комиссией (фото проектной модели скульптуры см.: Строительство и архитектура Ленинграда. 1961. № 6. С. 39). Аналогичную идею («природа — мастерская») предлагал, например, проект Ястребенецкого — М.З.Вильнера (ум. в 1997 г.): Ломоносов сидел за широким столом, на котором стояла астролябия (сообщено Ястребенецким в беседе с автором 22 нояб. 2006 г.); Дегтярев — С.Л.Михайлов, занявшие, как указал Дегтярев, второе место, предложили стоящую фигуру в фартуке с армиллярной сферой в руках.

Кстати, по версии Дегтярева (беседа с автором 27 нояб. 2006 г.), не подтверждаемой документально, был еще один, заказной, тур этого конкурса, который состоялся в 1972 г. Дегтярев участвовал в нем и подал проект вместе с архитекторами С.Б.Сперанским, С.Л.Михайловым и В.С.Масловым. По воспоминаниям Дегтярева, состоялось очень бурное обсуждение. Этот тур, как заявил Дегтярев, они выиграли, но победу присудили Габе — Торичу — Якимовичу, которые ваяли памятник до 1980 г., но вылепить так и не смогли, почему и были впоследствии отстранены от реализации проекта.

Между тем установка закладного камня будущего памятника на Университетской наб. (надпись: «Здесь будет сооружен памятник великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову») состоялась 11 окт. 1975 г. в ходе торжественных мероприятий, посвященных 250-летию АН СССР (см.: Аноним. Ученому и патриоту // Ленинградская правда. 1975. 12 окт.; фотографию см. в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов, № Ар 184546; Митинг, посвященный закладке памятника М.В.Ломоносову // 250 лет Академии наук СССР. Документы и материалы юбилейных торжеств. М., 1977. С. 92 — 102). Однако, как вспоминал Якимович, Аникушин, имевший большое влияние (после получения Ленинской премии в 1958 г. и с 1962 г. являвшийся председателем правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР), заявил, что памятник слишком велик, что его нужно сделать заново и меньшего размера. В итоге, хотя деньги авторам и заплатили, и памятник был принят комиссией, его все-таки не торопились изготавливать, а с заключением договора начали тянуть. К тому же, как сообщил Якимович, в отсутствие авторов в мастерскую на пр. Маклина, 2, где находилась модель памятника Ломоносову, скульптор В.Э.Горевой однажды привел президента АХ СССР Н.В.Томского (автора памятника Ломоносову перед МГУ, 1953) и крайне негативно охарактеризовал проект Габе, Торича и Якимовича. Все это привело к тому, что работы над памятником законсервировали, а заложенный фундамент и основание разобрали.

Памятник был открыт только спустя 25 лет — в ходе пышных государственных торжеств. 19 нояб. 1986 г. состоялось торжественное заседание в Москве в Большом театре Союза ССР (присутствовали М.С.Горбачев и др., с докладом «М.В.Ломоносов — основоположник отечественной науки» выступил вице-президент АН СССР К.В.Фролов). 21 нояб. 1986 г. торжества состоялись в Ленинграде (на заседании в Академическом театре драмы им. Пушкина с докладом «Значение М.В.Ломоносова в развитии русской науки и культуры» выступил академик ИАГлебов, председатель президиума Ленинградского научного центра АН СССР).

Социокультурный контекст создания монумента в 1980-е гг. — установка по всей стране бюстов героев и орденоносцев, учреждение и раздача новых орденов и медалей (см.: Моисеева Т.М. Ломоносов и мифотворчество // Наука и техника: Вопросы истории и теории. СПб., 1999. Вып. XV. С. 32). Ломоносов на установленном памятнике — «дважды Герой социалистического труда», а листы на его коленях — это, несомненно, листы с текстом «учительной» оды, обращенной к Елизавете, ибо, с одной стороны, «поэт, эта новая в русском обществе фигура, искал наивысшей степени свободы», а, с другой стороны, «наивысшая степень свободы для подданного абсолютистского государства — прямая, без посредников зависимость от государя» (Панченко А.М. Сын Отечества. Указ. изд.). Объект манифестирует классицистский стиль, одновременно «отполированный» и декоративно-безжизненный, о котором в восторженной статье сказано так: «Утверждение эстетики современного монументального произведения шло через освоение и осознание совершенства классических норм. Это позволило соединить в архитектурной части монумента приемы планово-композиционных решений эпохи петровского барокко со скульптурной частью, воплотившей черты строгости и торжественности классицизма» (Горлова В. Гению русской науки // Художник. 1987. № 8. С. 26). В безжизненном лице этот автор увидел то, что следовало увидеть, — выражение «вдохновенного творческого порыва и чувство торжества человеческого разума» (Там же). «О дивный муж!.. С челом открытым, / С орлиным взглядом <…>Твоею ревностью согретый, / Очнулся русский дух с тобой: / Ты лучших дел Елизаветы / Был животворною душой <…>» (Майков А.Н. Ломоносов (1865, 1882) // Майков А.Н. Соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 1.С. 464). Памятник М.В.Ломоносову в Петербурге на Менделеевской линии Васильевского острова

«Дивный муж» сидит в классической позе, диагонально расположенной относительно главных осей постамента (признак барокко); академизм позы подчеркивается сходством с позой Ахиллеса на ранней картине А.А.Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824): те же выставленная вперед правая нога и правая рука, положенная на правую ногу. Одновременно нетрудно увидеть сходство с советской (соцреалистической) транскрипцией классицизма, выразившейся в памятниках Римскому-Корсакову (1952) В.Я.Боголюбова и В.И.Ингала (правая рука опирается на правую ногу, рукопись на коленях), А.С.Пушкину (1962) в Киеве работы ААКовалева (постановка головы и левой руки). Не ушли авторы далеко и от известного портрета Ломоносова работы Л.С.Миропольского (1788), на котором Ломоносов изображен в расстегнутом камзоле и с рукописью. Однако именно благодаря этому Ломоносов легко узнается. Вообще у памятника хорошо читаемый и простой силуэт, он удачно смотрится во всех возможных ракурсах, хорошо согласован с перспективой Менделеевской линии и лишен мелкой проработки форм и несущественных деталей. «Ломоносов изображен без традиционного парика; его одежда не отягощена деталями парадного убранства: ведь по своему характеру строптивый ученый был чужд многих условностей» (Тареев В.М. Михаилу Васильевичу Ломоносову // Ленинградская панорама. 1986. № 12. С. 27). Согласно версии, изложенной в «Ленинградской правде», в конкурсе в 1981 г. участвовало девять творческих коллективов, причем, работа Б.А.Петрова и В.Д.Свешникова была внеконкурсной (Богословская Е.П. На Васильевский, к Ломоносову… //Ленинградская правда. 1986. 22 нояб.). Второй тур «проходил спустя несколько месяцев в Манеже и принял характер массового обсуждения памятника русскому гению. И оценка жюри, и отклики ленинградцев совпали: первое место в конкурсе было присуждено проекту, созданному скульпторами БАПетровым, В.Д.Свешниковым <…>• (Там же). К сожалению, документальные свидетельства ни в одном из архивов (ЦГАЛИ Санкт-Петербурга, Межведомственный объединенный архив культуры, куда влился архив управления культуры Ленгорисполкома) отыскать не удалось, видимо, все уничтожено, поэтому пришлось ограничиться воспоминаниями участников.

Скульптор Б.А.Петров сообщил, что конкурс, открывшийся 14 нояб. 1981 г. в Доме политпросвещения, был заказным для четырех или пяти авторов/авторских коллективов [М.К.Аникушин (1917 — 1997), В.Г.Стамов (1914 — 1993), В.Л.Рыбалко (1918 — 1991) — Г.К.Баграмян (1936 — 2000) — Н.А.Гордиевский и др.]. Это подтверждает одна из рецензий на памятник: конкурс проводился «по заказам, уже распределенным между известными скульпторами. Лишь за десять дней до последнего срока подачи проектов объявили, что к рассмотрению принимаются и другие, „встречные» предложения» (Тареев В.М. Михаилу Васильевичу Ломоносову // Ленинградская панорама. 1986. № 12. С. 26). Жюри, согласно воспоминаниям Б.А. Петрова, возглавляла Наталья Григорьевна Елисеева, зам. председателя исполкома Ленсовета (по культуре), в жюри входило 17 человек, половина москвичей. Петров и Свешников подали один из встречных проектов, всего же в конкурсе приняло участие девять проектов. Между прочим, по воспоминаниям Якимовича, в 1981 г. в заказной конкурс проект Габе — Торича — Якимовича не попал, а в качестве встречного проекта их работа была снята с экспозиции и жюри не рассматривалась.

По итогам конкурса 1981 г. жюри определило пять проектов, которые допустило во 2-й тур, тоже заказной (встречных проектов уже не было), причем, первое место по итогам первого тура конкурса занял проект Рыбалко — Баграмяна — Гордлевского. Второй тур проходил осенью 1982 г. в Манеже, в нем участвовали Аникушин, Горевой, Петров — Свешников, Рыбалко — Баграмян — Гордлевский, Стамов. Аникушин занял последнее место, Стамов, предложивший статую изящного светского щеголя, не чуждого ученых занятий, — второе (см. фото конкурсной работы), Петров и Свешников — первое (см. фото бюста Ломоносова, представленного на 2-й тур конкурса, на с. 385; сам бюст хранится в мастерской БАПетрова).

По воспоминаниям скульптора А.В.Дегтярева (беседа с автором 27 нояб. 2006 г.), конкурс 1981 г. был заказным, участвовать в нем пригласили Дегтярева и С.Б.Сперанского (они предложили стоящую фигуру Ломоносова с летящим над ним гением славы с трубой), Стамова, Н.С.Кочукова — ФАГепнера. Встречные проекты предложили Аникушин, Рыбалко — Баграмян — Гордиевский, Горевой, Петров и Свешников и К.М.Симун. Самым интересным Дегтярев назвал проект Симуна («незаурядная вещь»), а победивший во 2-м туре проект Петрова — Свешникова определил как «тоску зеленую». Выиграли они, подчеркнул Дегтярев, «под большим давлением Пинчука».

Наиболее драматичной история конкурса предстала в воспоминаниях скульптора Гордиевского. По его версии, первоначально конкурс проектов памятника Ломоносову был объявлен управлением культуры Ленгорисполкома заказным и только с одним участником — Аникушиным. Однако многие скульпторы тоже работали над эскизами и выставили встречные проекты. В результате, когда Аникушин выставил свой проект на обозрение в Доме политического просвещения, другие скульпторы разместили рядом свои проекты. Аникушин при голосовании получил 2 голоса, тандем СвешниковПетров — то ли 2, то ли 3 голоса, оказавшись на шестом месте, Стамов — 8 голосов, а на первое место вышел проект Рыбалко — Баграмяна — Гордиевского. После этого Рыбалко, Баграмяна и Гордиевского, а также Свешникова и Петрова вызвали в управление культуры Ленгорисполкома и объявили, что конкурс будет продолжен. На втором туре конкурса в 1982 г. жюри возглавлял Пинчук, работы были выставлены в Манеже, победу одержали скульпторы Свешников и Петров, ученики Пинчука. По версии Гордиевского, опровергаемой Петровым, Валентина Лаврентьевна Рыбалко, профессор Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, имела возможность ввести в жюри Е.Е.Моисеенко (1916 — 1988), который был ее мужем. Тогда Моисеенко, второй в тогдашней абсолютной табели о рангах после Аникушина (тот тоже участвовал в конкурсе и в жюри войти не мог), наверняка стал бы председателем жюри и повлиял на исход голосования выгодным Рыбалко — Баграмяну — Гордиевскому образом. Однако Рыбалко категорически отказалась. В итоге место председателя жюри немедленно занял третий в абсолютной табели о рангах после Аникушина и Моисеенко, Пинчук. На самом деле и во втором туре конкурса жюри возглавляла Н.Г.Елисеева, чиновник советского аппарата. Возможно, Пинчук был заместителем председателя жюри или просто играл важную роль в принятии решений. Как сообщил Свешников, после победы Свешникова и Петрова во втором туре конкурса большая группа скульпторов во главе с Аникушиным (Н.С.Кочуков, Рыбалко, Стамов и др.) написали жалобу в ЦК КПСС на некомпетентность жюри (Петров сообщил об отдельных жалобах от Горевого и от Аникушина). Однако приехавшая из ЦК комиссия утвердила первое место за проектом Свешникова и Петрова, жалоба самого Аникушина уже не действовала.

По воспоминаниям В.А.Дементьевой (беседа с автором 20 нояб. 2006 г.), которая в 1981 — 1982 гг. работала в управлении культуры Ленгорисполкома и вела протоколы обсуждений конкурсных работ, в 1-м туре принимал участие также К.М.Симун, работа которого вызвала шок у членов жюри и во 2-й тур пропущена не была. Дементьева также подчеркнула, что, по ее впечатлениям, основная борьба во время конкурса развернулась между проектами Горевого и Рыбалко — Баграмяна — Гордиевского, а Свешников и Петров стали победителями совершенно неожиданно и были сильно удивлены своей победой.

О подготовке к открытию и об открытии памятника см.: Смирнов Ю. Для памятника М.В.Ломоносову // Вечерний Ленинград. 1986. 9 апр. (начата обработка гранитных деталей для памятника); Николаев И. Будет памятник Ломоносову // Вечерний Ленинград. 1986. 1 авг. («Не теряют времени и специалисты объединения „Росмонументискусство», которым поручено выполнить в металле трехметровую скульптуру Ломоносова»); Трефилов Ю. В чеканном металле // Вечерний Ленинград. 1986. 10 нояб. (о завершении работы над памятником на заводе «Монументскульптура»); Дашкова М. Памятник входит в город // Ленинградский рабочий. 1986. 14 нояб. № 46. С. 10 (автор посетил мастерскую В.Д.Свешникова: «Сохранилась здесь и самая первая модель <…>монумента М.В.Ломоносову. В.Свешников, сам уроженец Архангельска, выполнил ее в 1974 году, еще будучи студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. <…>В 1981 году был создан вариант в соавторстве с Б.Петровым, который они тогда же и представили на первый тур объявленного конкурса. <…>Вместе создают и ту модель будущего памятника <…>, которую представили в 1983 году на второй тур конкурса. Именно ее жюри признало лучшей»); Викторов А., Краюхин С. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» // Известия. 1986. 15 нояб. («И фигура статуи, которую лепил В.Свешников, и голова к ней, над которой трудился Б.Петров, были созданы, как говорится, на одном дыхании»); Аноним. Великому сыну России // Вечерний Ленинград. 1986. 22 нояб.; Аноним. Великому сыну России // Смена. 1986. 22 нояб.; Викторов А. Памятник Ломоносову // Известия. 1986. 23 нояб.; <Фото с подписью>// Советская Россия. 1986. 22 нояб.; Аноним. Энциклопедист, новатор, патриот//Литературная газета. 1986. 26 нояб. № 48. С. 1. Большое количество репортажных фотографий, посвященных открытию, см. в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов. Открытие стало событием в скульптурной жизни города, что и не удивительно: в 1986 г. помимо памятника Ломоносову было создано еще три малозначительных объекта, о которых не помнит практически никто. Для сравнения: в 1985 г. открыли всего один монумент (на пл. Восстания), а в 1987 году — два бюста Дважды Героев социалистического труда в Парке Победы (оба, кстати, работы М.К.Аникушина). Истории создания объекта посвящена наша статья, приуроченная к 20-летию памятника: Линия Менделеевская, а памятник Ломоносову // Город: Петербургский журнал. 2006. № 42. 20 — 26 нояб. С. 22 — 24.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий