Скульптура «Каменный гребец» в Петербурге у Среднего Суздальского озера

«Каменный гребец». Открыт 17 мая 2003 г. Установлен около Среднего Суздальского озера, напротив кинотеатра «Озерки». Скульптор Дмитрий Давидович Каминкер, архитектор Станислав Павлович Одновалов. Гранит. Диаметр описанной окружности 550 см, высота 200 см.

Скульптура «Каменный гребец» в Петербурге у Среднего Суздальского озера

В Русском музее хранится объект «Гребец» из мрамора (1980, 51x64x72). «Первый вариант этой композиции был сделан в 1980 году и состоял из одного блока мрамора, расколотого на 6 частей, затем сложенных в определенном порядке» (из письма Д.Д.Каминкера автору от 18 мая 2003 г.). Создание монументального «Гребца» стало результатом сотрудничества между Комитетом по градостроительству и архитектуре и «Альфа-банком» (соглашение от 15 мая 2001 г.). Установлен в соответствии с распоряжением № 416-ра от 22.03.2002 «Об установке в Санкт-Петербурге скульптурной композиции „Гребец»». Первоначально установка планировалась на лето 2002 г., затем на осень того же года (см.: Дажунц Э. Каменный гребец: В Петербурге скоро появится ну очень необычная скульптура // Петербург Экспресс. 2002. 14 окт. С. 4), затем была перенесена на апр. 2003 г. (сообщено В.А.Сиваковым 24 окт. 2002 г.). Дата открытия впервые была указана в апр. 2003 г. (см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 15. 21 — 27 апр. С. 31).

Работу по установке объекта курировал Региональный архитектурно-художественный фонд. По сведениям из Альфабанка, на создание памятника израсходовано 35 тыс. долларов; по сведениям, полученным в ТУ Выборгского района 6 мая 2003 г., установка фундамента композиции произведена за счет района (174 тыс. руб.); на благоустройство прилегающей территории отведено еще 2,5 млн. руб. (к моменту открытия объекта не завершено, срок завершения — III кв. 2003 г.). Впоследствии сам скульптор доказывал пользу от установки «Гребца» необходимостью защиты территории: «Скульптура и сквер, разбитый вокруг нее, выполнили еще одну задачу, более прозаическую, остановив и продажу, и застройку этой части берега <…>» (Я слепил тебя, лодочник [Интервью Д.Д.Каминкера, автор материала Д.Мусиенко] // Город: Петербургский журнал. 2005. № 17. 23 — 29 мая. С. 28). «К 300-летию города мы отметили память племен и народов, которые здесь жили до основания Петербурга тем, что поставили каменного „Гребца» в Озерках на втором озере. Вокруг скульптуры разбили сквер и тем спасли участок от застройки» (Глашатай в городе [Интервью Д.Д.Каминкера] // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 15 апр.). Такое обоснование фантастично: если бы застройка была запланирована, ее было бы не остановить монументально-декоративным объектом.

Композиция, сложенная из больших камней, напоминает о древних мегалитических постройках. «Древние религии и погребальные обряды, астрономические наблюдения и мифы, археология и мистика, суеверия и легенды о пришельцах из космоса — все это переплетено в прародителях архитектуры и монументальной скульптуры <…>. На побережье Балтики, где в древности море встретилось с ледником, Большие Камни, природные и обработанные человеком, также были источником легенд» (Каминкер Д. Петр — Petros // Каменный гребец / Скульптор Дмитрий Каминкер, архитектор проекта Станислав Одновалов. СПб.: Новый мир искусства, 2003. С. [12]). См. у Баратынского в поэме «Финляндия»: «…Граниты финские, граниты вековые / Земли ледяного венца / Богатыри сторожевые» (Баратынский Е.А. Полное собр. стихотворений. Л., 1989. С. 72).

Каменный гребец — персонификация такого «богатыря», отсылающая к доисторическим временам, когда финский гранит еще не стал «культурой», в каковом ста гусе он присутствует в «Медном всаднике» Пушкина (о петербургском камне как артефакте, а не феномене природы см.: Лотман Ю.М. Символика Петербурга//Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999. С. 278, 280). Одновременно за этим каменным гребцом нельзя не увидеть Харона, перевозчика мертвых по водам подземных рек, камень же, из которого этот Харон сделан, символизирует смерть (ср. в «Каменном госте» Пушкина: «<…> О, тяжело / Пожатье каменной его десницы!») и может быть интерпретирован как сублимация страха смерти, который испытывает скульптор: «Тема Харона в виде гребца у меня имела место в деревянной работе — поставленной вертикально лодке (из цикла „Античный миф в русской деревне»). Объект, действительно, очень личный для меня т.к. моя фамилия тоже связана с камнем (первоначально Каменкер)» (из письма ДДКаминкера автору от 18 мая 2003 г.).

Скульптура «Каменный гребец» в Петербурге у Среднего Суздальского озера

Наконец, «Гребец» выполняет чрезвычайно важную для скульптора функцию пародирования фигуративной традиции в целом. Это монументальная пародия на скульптуру вообще и на структурообразующую для «петербургского текста» оппозицию вода/камень (Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 278), точная инверсия «Девушки с веслом» стоимостью 121 тыс. долларов, выполняющая обычную для Каминкера-скульптора программу: отрицать собственно скульптурные ценности, «довести градус идиотизма до нужной точки», создать антискульптуру [см.: Дрозд В. Каминкер — скульптор? // Новый мир искусства. 1999. № 5 (10). С. 10, 11]. С эстетической точки зрения обьект неудачен, как обычно бывают неудачны многократные увеличения (ср. с памятником Александру Невскому работы В.Г.Козенюка и с «Кентавром» работы Д.Б.Пахомова).

Предварительные упоминания объекта см.: Золотоносов М. Скульптурная эпидемия // Аргументы и факты (Петербург). 2002. 17 апр. № 16 (452). С. 16; Подарки? В сад! [Беседа Л.Леусской с главным художником И.Г.Ураловым] // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 13 февр.; Аноним. У Петербурга будет «Каменный гребец» // Вечерний Петербург. 2003. 14 мая; Аноним. «Каменный гребец» на Суздальском озере // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 17 мая. С. 2; Аноним. «Оле Лукойе» споет в честь «Каменного гребца» // Невское время. 2003. 17 мая. На церемонии открытия Каминкер прочитал «подражание японской поэзии»: «Каменный мужик, / Гребущий спиной вперед, / Скажи, далеко ли до берега, / Ты не устал ли? / Весла не тяжеловаты?» (приведено в статье: Золотоносов М. Дедушка с веслом // Московские новости. 2003. 12 — 18 авг. № 31. С. 18). Стихи были восприняты как намек на действующего губернатора В .А. Яковлева, и, действительно, уже в июне 2003 г. он покинул должность. Об открытии см.: Дажунц Э. Мужик с двумя веслами // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2003. 19 мая. № 19. С. 2; Кузьмин М. Гребец стартовал с берега: В Озерках открылся новый памятник // Смена. 2003. 20 мая. С. 10; Новик Д. Не суши весла // Новый мир искусства. 2003. № 3. С. 64. См. также: Пирютко Ю.М. Озерки // Адреса Петербурга: Журнал учета вечных ценностей. 2006. Сент. № 23/35. С. 88 (фотография на с. 87). 3 апр. 2008 г. на заседании Всемирного клуба петербуржцев были названы самые удачные и самые неудачные монументально-декоративные объекты. Среди удачных был назван и «Каменный гребец».

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий