Скульптура «Ягуар» в Петербурге на Московском проспекте

«Ягуар». Установлен в декабре 1999 г. недалеко от входа в «Ягуар-центр» (Московский пр., 181) — магазин, торгующий автомобилями «Ягуар». Создатель оригинала (1937) — скульптор Фредерик Гордон Кросби (Frederick Gordon Crosby, 1885 — 1943), хки з (1936) — Билл Ранкин (Bill Rankin). Материал — пластмассовое литье с металлизированным покрытием. Скульптура размещена на металлическом пилоне (овальном в плане) высотой 500 см с надписями «JAGUAR» на боковых поверхностях; вторая такая же скульптура поставлена на крышу одноэтажного торгового предприятия «Ягуар-центр». Демонтирован в связи с ликвидацией магазина.

Скульптура «Ягуар» в Петербурге на Московском проспекте

Объект — рекламное оборудование — был открыт одновременно с открытием автоцентра. Изображение хищного ягуара в прыжке (видимо, в натуральную величину: длина тела 200 см, высота около 100 см) — символ автомобильной фирмы «Jaguar» (Великобритания). Цвет металлик, в который окрашен ягуар, символизирует в современном дизайне прогресс, движение, динамичность, силу. Оригинал скульптуры — типичный образец ар деко, стиля, к которому относится и автомобиль «Ягуар» в целом. «Впервые автомобили под маркой SS Car Company (после войны фирма получила наименование «Jaguar») увидели свет в 1931 году.

Основатели Уильям Лайонс (Sir Lyons William) и его партнер Уильям Уолмсли (Sir Walmsley William) выпустили сразу три модели: «Swallow Sidecar SSI», SSII и SS 90. Эти автомобили стали предшественниками знаменитого SS 100, больше известного как «Jaguar». В 1935 году на выставке в Лондоне SS 100 был представлен журналистам и публике. Автомобиль поражал воображение — длинный капот и плавные линии крыльев придавали машине сходство с одноименным хищником. Роскошный салон и заявленная скорость 100 миль в час (отмеченная в индексе), и все это менее чем за 500 фунтов! Для этого автомобиля была заказана знаменитая фигурка ягуара, которую сделал известный художник и скульптор Фредерик Гордон Кросби» (интернет).

Помимо Кросби указывают на еще одного человека — Билла Ранкина: «Фирменный стиль многих автомобилей в ту пору большей частью определяла носовая фигура, украшавшая пробку заливной горловины радиатора, как носовые свесы парусников. Глава отдела рекламы фирмы («Swallow Sidecar» — М.З.) Ранкин сделал эскиз прыгающей кошки (Лайонс назвал ее «прыгающей через забор») и показал его скульптору Гордону Кросби. Так появилась фигурка ягуара» (Там же). «С 1937 года капоты автомобилей украшает фигурка ягуара, застывшего в прыжке, — подлинное произведение искусства, автором которого был британский художник Фредерик Гордон Кросби. Но на самом деле существовало несколько вариантов серебряной кошки: некоторые владельцы первых Jaguar заказывали ее у других скульпторов, одним из которых был парижанин Казимир Брау.

Скульптура «Ягуар» в Петербурге на Московском проспекте

И сейчас, спустя долгое время, эта фигурка является для нас олицетворением неповторимого стиля Jaguar. Стремительный, летящий силуэт его всегда узнаваем. Среди миллионов пусть даже хороших, но безликих автомобилей Jaguar выделяется оригинальным дизайном, соединившим элементы ретро и самые современные технологии» [Егоров А. Сэр Уильям Лайонс // Авто Премьер (Харьков). 2006. 26 июня. № 164 (24)]. О художнике и скульпторе Кросби см.: Carnier P. Art of Gordon Crosby. 1978.

В социалистические времена по указанному адресу располагалось производственное объединение «Ленавторемонт» Главленавтотранса. Магазин был закрыт в связи со строительством жилого комплекса «Граф Орлов».

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий