Статуя А.А.Блока в Петербурге на Университетской набережной

Статуя А.А.Блока. Создана в 1995 — 1996 гг. Открыта 29 мая 2002 г. Установлена во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета, рядом с «ректорским флигелем» (Университетская наб., 9), в «Парке современной скульптуры». Скульптор Евгений Никитич Ротанов. Бронза, гранит. Высота фигуры 105 см, высота постамента 130 см. На плинте с тыльной стороны надпись: «Е.Ротанов 96».

Статуя А.А.Блока в Петербурге на Университетской набережной

Раннее детство Александра Александровича Блока (1880 — 1921) прошло в семье деда по матери А.Н.Бекетова (1825 — 1902), где осталась жить после рождения А.А. Блока его мать. А.Н.Бекетов в 1876 — 1884 гг. являлся выборным ректором Петербургского университета (в 1884 г. был отрешен от ректорства, а затем и от заведования кафедрой) и жил с большой семьей в «ректорском флигеле». В 1898 — 1901 гг. Блок учился на юридическом факультете Петербургского университета, а в 1901 — 1906 — на филологическом, который закончил по славяно-русскому отделению.

Работая над памятником Блоку, Ротанов создал целый ряд вариантов. На персональной выставке Ротанова в Музее городской скульптуры «Стихия ветра и времени» (11 — 30 октября 2005 г.) объекты, демонстрирующие работу скульптора над блоковской темой, были представлены во всей полноте. Во-первых, «Портрет Александра Блока» (1982, гипс) и гипсовый же «Александр Блок» 2002 г.; во-вторых, хкиз статуи для двора филологического факультета (тонированный гипс), в-третьих, три проекта памятника Блоку в Петербурге: 1) кубистический гранитный объект 2005 г., трактующий мотивы ветра и метели, 2) импрессионистический, «пастозной» лепки объект из тонированного гипса 2001 г. и 3) проект для наб. Мойки (у Почтамтского моста), бронза, 2004 г. [о выставке, в том числе фотографии двух моделей памятника Блоку и гипсового хкиза 2002 г. см.: Золотоносов М. Искусство массового поражения // Город: Петербургский журнал. 2005. № 39. 7-1 3 нояб. С. 20 — 22; см. также: Козырева Е.И. Скульптура в пространстве города //Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2005. № 4 (28). Зима. С. 36-37].

Между прочим, два эскиза памятника Блоку работы Ротанова Градостроительный совет рассматривал еще 21 нояб. 2001 г. и принял решение о создании на их основе двух памятников для городской среды (фото рабочей модели одного из этих вариантов см. в нашей статье: Похабник Барков — в прошлом Ленин // Московские новости. 2002. 16 — 22 апр. № 15. С. 23). Статуя А.А.Блока в Петербурге на Университетской набережной

Статуя для двора филологического факультета выполнена в «эскизном» стиле. Неправдоподобно вытянутый Блок, словно «колеблемый вьюгами Рока» («Нет исхода», 1907), поставлен на столь же тонкий постамент (сечение 20×30 см). Фигура похожа на тень, отбрасываемую в ясную лунную ночь («Мы ли — пляшущие тени? / Или мы бросаем тень?» — «Смятение», 1907), и это не случайно, ибо «тень» — седьмое по частоте употребления существительное в «Первом томе» стихотворений Блока (Минц З.Г., Шишкина О.А. Частотный словарь «Первого тома» лирики А. Блока // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т. 5. С. 311) и важнейший компонент образной системы русского символизма (см.: Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. СПб., 1999. С. 490, 225 — 239). Лучшее время для осмотра статуи — зимние сумерки или лунная ночь; лучший фон — «снежный костер».

Эта статуя — первый объект «Парка современной скульптуры», созданного с разрешения Комитета по градостроительству и архитектуре, которое было дано несколько позже: «Комитет по градостроительству и архитектуре, рассмотрев Ваше обращение по вопросу организации Парка скульптуры — выставочного зала под открытым небом на территории внутреннего дворового пространства здания филологического факультета СПбГУ, согласовывает планировочную схему благоустройства и концепцию создания постоянной и регулярно обновляемой экспозиции Парка скульптуры» (из письма И.Г.Уралова декану филологического факультета С.И.Богданову, от 18 окт. 2002 г., № 1-4 — 13308/9). Торжественное открытие Парка состоялось 21 окт. 2002 г. [см. статью: Аноним. Парк современной скульптуры // Studio (Петербург). 2002. № 3/4. С. 3 — 4].

Во время церемонии открытия обьект был освящен. «Автор монумента Евгений Ротанов заметил, что образ сложнейший и он даже затрудняется определить, что сложнее — образ поэта или его, господина Ротанова, произведение» (Зельвенский С. Блока поставили в угол за хорошую учебу // Коммерсанта Санкт-Петербург. 2002. 30 мая. С. 16; в статье памятник определен как «мрачная рахитичная фигурка»). Об открытии см. также: Аноним. Памятник в родном дворе // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 30 мая; Аноним. Первый Блок // Вечерний Петербург. 2002. 30 мая; Аноним. Памятник грустному Блоку // Новые Известия. 2002. 31 мая; Аноним. Первый памятник поэту // Невское время. 2002. 30 мая; Беговых Н. Поэтам и поэзии // Юный художник. 2002. № 10. С. 18; Гремицкая Н.Т. Васильевский остров помолодел //Дизайн и строительство (Санкт-Петербург). 2003. № 1. Весна. С. 36 — 37; Санкт-Петербургский университет. 2002. № 14. С. 22. О концептах статуи см. в нашей статье: Фирменный знак на копыте // Московские новости. 2002. 19 — 25 нояб. № 45. С. 3.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий