Статуя А.А.Карелина в Петербурге

Статуя А.А.Карелина. Открыта 27 мая 2002 г. Скульпторы Валентин Дмитриевич Свешников, Альберт Серафимович Чаркин, архитектор Александр Иосифович Кицула. Бронза, гранит. Высота фигуры 270 см, высота постамента 100 см. На круглом постаменте пять олимпийских колец и надпись: «Александр Карелин». Несанкционированный объект. Карелин Александр Александрович (р. 1967), борец грекоримского стиля, многократный чемпион мира, трижды чемпион Олимпийских игр, с осени 1999 г. один из лидеров и «лицо» избирательного блока «Единство» («Медведь»), затем депутат Государственной Думы третьего созыва (с дек. 1999 г.), один из лидеров партии «Единая Россия», доктор педагогических наук (диссертация «Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов» защищена в 2002 г. в Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта). «Большой спорт» покинул, не став в 2000 г. чемпионом Олимпийских игр.

Статуя А.А.Карелина в Петербурге

Скульптура изготовлена на средства «Балтийской строительной компании» (И.А.Найвальт, председатель совета управляющих «Балтийской строительной компании», в юности занимался классической борьбой) на комбинате «Скульптура». «И это только начало задуманного, — говорит директор Школы высшего спортивного мастерства <…>Василий Шестаков. — В ближайшем будущем мы намереваемся создать аллею борцов — олимпийских чемпионов» (Исаев М. <Эстерлис М.И.>Чемпионы на постаменте // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 30 мая). «<…> Образ чемпиона художники творили не с натуры, а по предоставленным в их распоряжение фотографиям и видеоматериалам.

Александр Карелин, специально прилетевший на открытие памятника из Новосибирска, увидел его впервые и, судя по всему, остался доволен» (Аноним. Карелину поставили памятник при жизни // Невское время. 2002. 28 мая). Здесь же отмечалось, что над памятником работала «группа пи-, терских скульпторов во главе с Альбертом Чаркиным». Об открытии см. также: Соболев А., Лурье Л. Альберт Чаркин ваяет живых // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 2002. 4 июня. С. 16 (к заметке приложена анонимная справка «Вклад скульптора Чаркина в историю», содержащая фактические ошибки); Лурье Л. Здесь будет Бендер заложен // Коммерсантъ Власть. 2002. № 22. 11 июня. С. 22 (фотография обьекта Е.Павленко).

В школе тренируются спортсмены многих специальностей, но в свое время школа задумывалась именно как борцовская, к тому же в здании, около которого расположен объект, находятся исключительно борцовские залы. Впоследствии директор Школы (пятый по счету) В.Шестаков, заслуженный тренер РФ, стал депутатом Государственной Думы и возглавил попечительский совет Школы (на выборах в Думу в 2007 г. он — один из лидеров списка «Справедливой России» по Санкт-Петербургу). О важности КШВСМ и ее политической «знаковости» («<…> Самый известный воспитанник <…>- президент нашей страны Владимир Путин. Президент не забывает свою школу») см.: Эстерлис М.И. Школа президента // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 24 дек. Именно после прихода к власти В.В.Путина и вследствие маркированности КШВСМ около нее стали устанавливать скульптуры. Статуя А.А.Карелина в Петербурге

Статуя Карелина в полный рост, как и статуи Рощина и Соловьева, выполнены одинаково «усредненно» и деиндивидуализированно, фигуры почти ничем не отличаются друг от друга: можно переставить головы, и это пройдет незамеченным (единственное отличие: на борцовке Рощина изображен герб СССР, а на борцовке Карелина — уже герб РФ). Это абстрактные «спортсмены», лишенные физического сходства с оригиналами (на что Чаркин, впрочем, и не способен); деиндвидуализированное «тело образцовое мужское», создание которого является целью спорта как вида деятельности, презентация культа мачизма.

Статуя неподвижна, это то, что М.А.Волошин — применительно к египетской скульптуре — определял, противопоставляя ее Родену и Микеланджело, как «ствол, столб, камень, человеческую колонну» (Волошин М.А. О возможных путях скульптуры // Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С. 252). Прообраз данного обьекта вероятнее всего можно найти на страницах книги «Пособие для начинающих художников» в разделе «Анатомия человека». Легко представить, что «аллея борцов», устроенная по образцу «аллей героев», будет состоять из одинаковых мужских тел-колонн со слегка различающимися головами и поочередной сменой опорной ноги. А уже коллекция из пятнадцати — двадцати таких «анатомических тел», вы строенных в ряд, будет выглядеть как прямая отсылка к нацистскому искусству, к скульптурам 1930-х гг.

Арно Брекера и Рихарда Шайбе, к римским стадионам эпохи Муссолини (см., например, фотографию «Статуи Италийского форума, ок. 1927 — 1934» в кн.: История уродства / Под ред. Умберто Эко. М., 2007. С. 399). Сделанный скульптором акцент на гениталиях (аналогичный тому, который присутствует в скульптуре «Городовой»), возможно, выдает латентную гомосексуальность [см., кстати, тот же акцент на гениталиях на эскизе «Поэт и царь» (гипс, 1999), где Николай I изображен как «главный оплодотворитель» с выпирающими половыми органами; см.: Альберт Маркин. Жизнь в искусстве. СПб., 2002. С. 134; в этой связи см.: Клейн Л.С. Другая любовь: Природа человека и гомосексуальность. СПб., 2000. С. 630 — 638 (глава «Атлетизм и гомоэротика»)]. В статье: Золотоносов М. Фирменный знак на копыте // Московские новости. 2002. 19-2 5 нояб. № 45. С. 3 — дана выразительная фотография объекта.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий