Стилизованная эмблема «Э» в Петербурге на Индустриальном проспекте

«Э» — стилизованная эмблема экспериментального завода треста Ленинградоргстрой (ныне ЗАО «Экспериментальный завод», Индустриальный пр., 44). Установлена в 1985 г. Автор — главный инженер завода Валерий Николаевич Яковлев. Железобетон. Высота 300 см, постамент (бетон) 50 см.

Стилизованная эмблема «Э» в Петербурге на Индустриальном проспекте

Гигантская буква, несколько скрученная вокруг продольной оси, образует замысловатую объемную композицию. Датируется на основании воспоминаний В.Н.Яковлева. Завод принимал участие в создании железобетонной «наглядухи» — в частности, «Разорванного кольца» (1966), «Цветка жизни» (1968) и других объектов (В.Н.Яковлев в беседе с автором 24 сент. 2003 г. назвал себя одним из авторов двух названных памятников), например, гигантских железобетонных серпа и молота для одной из площадей города. Объект — след этого материализуемого в бетоне пафоса. «Советские города 1970-х годов задыхались от идеологического ширпотреба, который повсюду затвердел в железобетоне коммунистического минимализма» (Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб., 2007. С. 209).

Гигантская буква «Э» и символизирует завод, производящий этот бетонный ширпотреб. Ср.: «Накануне праздников можно видеть, как рабочие, вооруженные новейшей техникой, поднимают в воздух огромные буквы, часто превышающие собственный рост. Легко вообразить человека, нагнувшегося над буквой и что-то ковыряющего в ее завитке, или продевшего свое тело в петельку буквы, или с напряжением выжимающего букву, как штангу <…>Тогда по-новому осознаешь, что буква — это, прежде всего, явление материальной культуры и может восприниматься на вес.

Стилизованная эмблема «Э» в Петербурге на Индустриальном проспекте

Мы привыкли к букве как условному знаку, отсылающему к иной реальности, и вся многовековая работа культуры сводилась к тому, чтобы утончить и облегчить букву <…>И вдруг топором вытесываются буквы, которые не то что пером не зачеркнешь, но даже и с места не сдвинешь. Поразительный факт возвращения письма в лоно природной тяжести и трудовой необходимости» (Эпштейн М.Н. Плакат и стенд // Эпштейн М.Н. Бог деталей: Эссеистика 1977 — 1988: Народная душа и частная жизнь в России на исходе Империи. М., 1998. С. 67).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий