Бюст В.П. Чкалова на улице Большая Зеленина 12 (метро Чкаловская) в Петербурге

Бюст В.П. Чкалова. Открыт 15 сентября 1997 г. Установлен на стилобате павильона станции метро «Чкаловская» (Большая Зеленина ул., 12, на пересечении с Чкаловским пр.). Скульпторы Альберт Серафимович Чаркин и Валентин Дмитриевич Свешников, архитектор Александр Сергеевич Константинов. Бронза, гранит. Высота бюста 120 см, высота постамента 250 см. На лицевой части постамента надпись: «В.Чкалов». Несанкционированный памятник.

Бюст В.П. Чкалова на улице Большая Зеленина 12 (метро Чкаловская) в Петербурге

Чкалов Валерий Павлович (1904 — 1938), Герой Советского Союза (1936), «великий летчик» (Правда. 1938. 16 дек.), «сталинский сокол», персонаж советской героической мифологии 1930-х гг. (см.: Гюнтер X. «Сталинские соколы»: Анализ мифа 30-х годов // Вопросы литературы. 1991. № 11/12.

С. 122 — 141; Золотоносов М.Н. Gluptokratos: Исследование немого дискурса: Аннотированный каталог садово-парковой скульптуры сталинского времени. СПб., 1999. С. 60 — 62); погиб в результате аварии самолета, по имеющимся сведениям был убит (самолет, на котором он летел, был намеренно испорчен). Бюст открыт в тот год, когда в стране отмечали 60-летие перелета Чкалова (см. постановление правительства РФ № 387 от 03.04.1997 «О праздновании 60-летия беспосадочного перелета В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова через Северный полюс в США» и распоряжение губернатора Санкт-Петербурга № 553-р от 05.06.1997 «О проведении Чкаловских дней в Санкт-Петербурге», которым на 14 июня назначался авиационный праздник с участием лучших летчиков). Ср. с постмодернистским описанием «мифа сталинизма», частью которого являлся «крылатый гений» Чкалов: «Балерина / вращается. Фадеев пишет книги. / Все получают ордена. И Сталин / краснознаменный, вдохновенный Сталин / приветствует танкистов. Над планетой / летает Чкалов. Летчики-пилоты / и бомбы-самолеты» (Кибиров Т. Любовь, комсомол и весна. <Послание> Д.А.Пригову // Кибиров Т. Сантименты: Восемь книг. Белгород, 1994. С. 187). С установкой бюста связан выразительный эпизод конкурентной борьбы.

Конкурс выиграли скульптор Л.В.Аристов и архитекторы А.С.Константинов (Ленметрогипротранс) и В.С.Волонсевич, автор проекта наземного павильона станции метро «Чкаловская». Впрочем, поданным, исходящим от Аристова, в протоколе заседания Градостроительного совета от 1 апр. 1988 г., равно как и в «Договоре № 4 на создание скульптуры» от 1 окт. 1991 г. зафиксирован авторский коллектив в составе только Аристова и Волонсевича (см.: Веселое Е.А. Мэтры около метро // Вечерний Петербург. 1997. 24 сент.), но, возможно, каким-то образом в авторском коллективе появился третий участник — А.С.Константинов, работавший в ведомственном проектном институте.

Бюст В.П. Чкалова на улице Большая Зеленина 12 (метро Чкаловская) в Петербурге

Проект бюста работы Аристова, Константинова и Волонсевича был утвержден управлением метрополитена, которое выступало заказчиком, наконец, между дирекцией строящегося метрополитена и скульптурной мастерской Аристова был заключен договор, половина денег по договору была Аристову выплачена, а памятник в размере был согласован Градостроительным советом. После этого из-за отсутствия денег работы были заморожены на шесть лет, а когда деньги появились, оказалось, что у Константинова уже другие соавторы: не Аристов и Волонсевич, а А.С.Чаркин и В.Д.Свешников. При этом еще «в начале лета 1997-го с ходом работ по созданию бюста Валерия Чкалова в мастерской Аристова ознакомился главный художник города Иван Уралов. 23 июня (1997 года — М.З.) состоялось заседание градостроительного совета Санкт-Петербурга, рассмотревшего модель памятника, сделанного Аристовым и Волонсевичем» (Веселое Е.А. Мэтры около метро // Вечерний Петербург. 1997. 24 сент.).

Но все это было проигнорировано, ибо бюст, который слепил и неожиданно предложил метростроевцам председатель правления Санкт-Петербургского союза художников А.С.Чаркин, чиновникам понравился больше. В частности, О.Т.Арефьев, начальник дирекции строящегося метрополитена, высказал фантастическую идею: Чкалов работы Аристова оказался очень тяжелым и мрачным и вызывал ассоциации с Герингом; архитектор же Константинов в качестве существенного недостатка указал на сходство работы Аристова, своего бывшего соавтора, со скульптурным портретом Чкалова, который С.Д.Лебедева сделала в 1936 г. с натуры; Аристов же якобы сделал эскиз с бюста работы С.Д.Лебедевой, подчеркнул Константинов, и это, по его мнению, и предопределило неудачу. Кроме того, как заметил О.Т.Арефьев, управлением метрополитена было учтено, что в 1996 г. Чаркин уже сделал бюст Чкалова для Ванкувера (установлен в связи с 60-летием перелета В.П.Чкалова).

Т.е. по новому заказу метрополитена была изготовлена очередная отливка уже сделанного бюста Чкалова работы Маркина и Свешникова. Кстати, отливка этого бюста в 1997 г. была подарена Россией и авиамузею в Сиэтле (Museum of Right, Seattle) — также в честь 60-летия перелета СССР — США. Не исключено, что подтекст высказывания А.С.Константинова заключается в том, что скульптурный портрет работы С.Д.Лебедевой экспонировался на выставке «Агитация за счастье» (Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи. 2-е изд., исправленное и дополненное. Дюссельдорф; Бремен, 1994. С. 88), и это само по себе является компрометирующим обстоятельством в силу антитоталитарной направленности выставки, тем более, что лицо у Чкалова на «натуралистическом» портрете Лебедевой хмурое, напряженное, лишенное тех черт, которые с уверенностью позволили бы отнести портрет к произведениям соцреализма с имманентным им романтизмом и оптимизмом (ср. с современным описанием портрета Чкалова работы Лебедевой для выставки 1939 г. «Индустрия социализма»: «Образ Чкалова получился у Лебедевой очень необычным, трагическим в своей странной „слепоте» — глубоко запавшие, прищуренные глаза обращены в себя, „не видят»… Что-то обреченное ощущается в этом мужественном, красивом лице, испещренном резкими „шрамами» скульптурных „мазков»» — Чегодаева М.А. Два лика времени. 1939: Один год сталинской эпохи. М., 2001. С. 231).

Об открытии бюста см.: Аноним. Двойной праздник // Невское время. 1997. 16 сент.; Ипатова Н. «Спортивная» и «Чкаловская» начали новую жизнь. С пассажирами // Смена. 1997. 16 сент.; Митропольский Д., Петечкин А. «Летайте» поездами метрополитена//Вечерний Петербург. 1997. 16 сент.; Трефилов Ю. Без пересадки из Веселого Поселка на Петроградскую сторону // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 16 сент. После открытия бюста Чкалова работы Чаркина Аристов выступил по петербургскому телевидению с разоблачением и разослал сообщение по редакциям. В связи со 100-летием Чкалова около бюста на ступеньках станции метро проводился торжественный митинг с участием военных летчиков и ветеранов авиации (см.: Аноним. Чкалов — летчик-легенда // Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 3 февр.; Рубцов Н. Чкалова очистили от наслоений времени: Вчера великому летчику исполнилось 100 лет // Смена. 2004. 3 февр.; Рубцова В. День Чкалова // Невское время. 2004. 3 февр.). Бюст Чкалова остался единственным реализованным объектом из целой серии скульптур для станций этой линии метро; в частности, для станции «Спортивная» планировались 3 скульптуры: «В проекте предлагалось разместить на светильниках-торшерах три скульптурных навершия — пластичные, легкие античные фигуры, выполненные методом гальваники или выколотки из меди.

По замыслу архитекторов, в сочетании с мозаичным панно и вставками они придали бы станции определенную уникальность и способствовали ансамблевому восприятию всего комплекса, интерьер которого пропагандирует здоровый образ жизни. К сожалению, авторам не удалось убедить дирекцию строящегося Санкт-Петербургского метрополитена в целесообразности установки скульптур. Из-за отсутствия финансирования ввод в эксплуатацию Кольцевой линии отодвигается на длительный срок. В связи с этим происходит замораживание капиталовложений, связанных с возведением той части объединенной конструкции станции, которая предназначена для обслуживания этой линии» (Константинов А.С. Петербургские традиции: синтез монументальной живописи, скульптуры и архитектуры — статья с сайта www.archjournal.ru/rus/02%2030%202003/piter’s%20traditions.htm). По проекту» предусматривались скульптуры «Ника», «Бегун» и «Пловец», символизирующие три стихии: воздушную, земную и водную (см.: Ипатова Н. «Спортивная» и «Чкаловская» начали новую жизнь. С пассажирами // Смена. 1997. 16 сент.).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий