Композиция «Хлеб» в Петербурге на пр. Ленина

«Хлеб». Композиция открыта 26 июля 2003 г. Установлена в Зеленогорске у дома 20 по пр. Ленина (около магазина «Хлеб»). Скульптор Арсен Альбертович Аветисян (1971 — 2004). Бронза, гранит. Высота композиции 40 см, высота постамента 80 см. На латунной табличке, прикрепленной к постаменту, надпись: «„Хлеб». Сестрорецкий хлебозавод с 1962 года. Скульптор Арсен Аветисян, www. arsen. net».

Композиция «Хлеб» в Петербурге на пр. Ленина

Композиция из хлебных буханок, батонов, кренделей, бубликов и сушек, уложенных на скатерти; под буханками притаилась маленькая мышка. «Хлеб, „хлебушко» — в теперешней России все еще, как и в старые времена, основной продукт питания. <…>Во Франции, в Испании нищие просят „на чашечку кофе», у нас — „на кусок хлеба»» (Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997. С. 202). «Хлеб» в восточнославянской и древнерусской культурах — ржаной дрожжевой (или иным образом заквашенный) мучной продукт (Там же. С. 206).

Композиция отчасти напоминает картину И.Машкова «Советские хлебы» (1936), в которой хлебо-булочные изделия собраны в композицию, напоминающую герб СССР; в этой связи см. работу В.И.Мухиной «Хлеб» (1939) (Золотоносов М.Н. Gluptokratos: Исследование немого дискурса: Аннотированный каталог садово-парковой скульптуры сталинского времени. СПб., 1999. С. 110), сведения о мотиве урожайности и плодовитости, воплощенном в советском декоративном искусстве 1930 — 1950-х гг. (Паперный В.З. Культура Два. М., 1996. С. 164 — 165; Чегодаева М. Два лика времени: 1939: Один год сталинской эпохи. М., 2001. С. 286 — 287), а также мозаичное панно «Изобилие» (1955, по эскизам и картону А.А. Мыльникова, А.Л.Королева и В.И.Снопова) на станции метро «Владимирская» ленинградского метрополитена (Соколов A.M. Станции Ленинградского метро. Л., 1957. С. 45 — 46). В то же время объект отсылает к Библии: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3. 19); этот контекст объясняет причину появления мыши и ее смысл, она — хтоническое животное, замена змея, совратившего женщину.

Композиция «Хлеб» в Петербурге на пр. Ленина

Первое упоминание об объекте см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. №8.3 — 9 марта. С. 47 (о заседании 27 марта 2003 г. рабочей группы по подготовке к празднованию 300-летия Петербурга, о реализации программы «Монументальный Петербург» на территории Курортного района). О готовящемся открытии во время праздника, посвященного 455-й годовщине Зеленогорска, см.: Там же. 2003. № 26. 21 — 27 июля. С. 29. Распоряжение «Об установке в г. Зеленогорске скульптурной композиции „Хлеб»» (№ 1897-ра от 04.08.2003) было подписано после открытия объекта. Об открытии см.: Аноним. Плюс один памятник //Деловая панорама. 2003. 11 — 17 авг. № 29. С. 8; Зерцалов В. Столько счастливых лиц не увидишь нигде // Вести Курортного района. 2003. Авг. № 13. С. 3.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий