Памятник Джамбулу Джабаеву в Петербурге

Памятник Джамбулу Джабаеву. Открыт 30 мая 2003 г. Установлен в пер. Джамбула. Скульптор Валентин Дмитриевич Свешников, архитектор Феликс Карлович Романовский, художник Бахыт Абишев (Казахстан). Бронза, гранит. Стоящая фигура. Высота фигуры 260 см, высота постамента 60 см. На постаменте памятника надпись: «Жамбыл Жабаев». На тыльной стороне круглого плинта (высота 10 см) выгравировано: «Скульптор В.Д.Свешников (при участии Абишева Б.А.). Архитектор Романовский Ф.К.». На гранитном основании «арыка» надпись: «Дар от народа Казахстана к 300-летию Санкт-Петербурга». В русле гранитного желоба («арыка») выбита надпись: «Ленинградцы, дети мои! /Ленинградцы, гордость моя! / Мне в струе степного ручья / Виден отблеск невской струи, / Если вдоль снеговых хребтов / Взором старческим я скользну, / Вижу своды ваших мостов, / Зорь балтийских голубизну, / Фонарей вечерних рои, / Золоченых крыш острия… / Ленинградцы, дети мои! / Ленинградцы, гордость моя! / Жамбыл Жабаев / Сентябрь 1941 года». Подарок казахского общества Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ата-Мекен».

Памятник Джамбулу Джабаеву в Петербурге

Джамбул Джабаев (1846 — 1945), казахский акын, автор четырех стихотворений 1941 — 1943 гг., посвященных Ленинграду. В честь Джамбула в 1952 г. был переименован Лештуков пер., не имеющий к нему никакого отношения. Впервые памятник Джамбулу для Петербурга был упомянут в материалах: Железный поток: [Беседа главного художника И.Г.Уралова с Л.Леусской] // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 24 апр.; Золотоносов М. Груз 300 // Московские новости. 2003. 11 — 17 февр. С. 24; Подарки? В сад! [Беседа Л.Леусской с главным художником И.Г.Ураловым] // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 13 февр. Подробно был описан в статье Асель Куспановой, ученицы 11-го класса (видимо, дочери президента общества «Ата-Мекен» Сарсенгали Аккуловича Куспанова): «В мае прошлого года, когда в Санкт-Петербурге проходили Дни культуры Республики Казахстан в РФ, президент общества Ата-Мекен» С Куспанов информировал посла Казахстана А.Сарсенбайулы об идее сооружения памятника. После получения положительных ответов обратились к скульптору В.Свешникову и руководителю архитектурной мастерской Ф. Романовскому. Получив от них предварительные эскизные материалы, президент общества отправился в Казахстан, на родину акына, на праздник, который каждый год проходит в доме Жамбыла. Его рассказ об установке памятника земляку был принят на ура». «Правительством Казахстана уже выделено финансирование». «В основании гранитного постамента будет фонтан, спокойное течение воды должно напоминать арык. Расстояние от фонтана до постамента будет выложено гранитом, на котором будет выгравировано золотом стихотворение „Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» В центре композиции — бронзовая статуя акына, играющего на домбре » (Куспанова А. Арык между Фонтанкой и Загородным // Петербургский час пик. 2003. 26 февр. — 4 марта. № 9. С. 12).

«Арык» относится к числу тех среднеазиатских штампов, которые употреблялись еще в дореволюционной журналистике и были высмеяны в 1920-е гг., в частности, в «Золотом теленке»: «Цветет урюк под грохот дней, / Дрожит зарей кишлак, / А средь арыков и аллей / Идет гулять ишак» (гл. 28). См.: Ильф И., Петров Е. Золотой теленок: Роман. — Щеглов Ю.К. Комментарии к роману «Золотой теленок». М., 1995. С. 266 (текст), 575 — 576 (сводка пародий на восточные глоссы, в том числе и на «арык»). «Домбра» в число пародируемых слов не входит. Однако изображение Джамбула с домброй в руках — самый ветхий соцреалистический штамп, утвердившийся еще в 1930-е гг. См. живописные портреты Джамбула работы художников ААРиттиха (1936) (Джамбул в изобразительном искусстве. Алма-Ата, 1989. С. 60), А.Кастеева (1937) (Там же. С. 65), Н.Ягодкина (1940) (Там же. С. 66), Н.П.Карповского (1945) (Там же. С. 81), Л.А.Бруни (1946) (Там же. С. 86), а также картины Р.Ф.Ардатова «Песнь Джамбула» (1940) (Там же. С. 70), САЧуйкова «Джамбул среди бедноты накануне 1916 года» (1943) (Там же. С. 74), и Н.П.Карповского «Джамбул открывает сессию Верховного Совета Казахской ССР» (1946) (С. 85). На всех этих полотнах Джамбул изображен с домброй в руках (полный список гораздо больше). Также с домброй в руках Джамбул изображен в скульптуре: Береговая З.И. «Акын» (1959) (Там же. С. 94), Наурзбаев Х.И. «Джамбул на коне» (1952 — 1958, бронза) (Там же. С. 102), Наурзбаев Х.И. Памятник Джамбулу в г. Джамбуле (1972, арх. В.Сошенко; памятник, на редкость фальшив, изображает Джамбула стоящим, правая рука отведена в сторону, как на памятнике Пушкину Аникушина, а в левой полуопущенной руке домбра).

В распоряжении № 251-ра от 07.02.2003 «Об установке в Санкт-Петербурге памятника-бюста Джамбулу» указывалось: «В связи с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга и в целях увековечения памяти выдающегося казахского поэта Джамбула Джабаева: 1. Установить в 2003 г. на территории сквера в переулке, носящем имя поэта памятник-бюст по проекту авторского коллектива в составе: скульптор В.Д.Свешников, архитектор Ф.К.Романовский». По этому распоряжению благоустройство сквера, проектирование и установка памятника производятся за счет Казахстана; ремонт тротуаров и проезжей части, приведение в порядок фасадов жилых домов за счет городского бюджета. Однако вместо бюста стали делать стоящую фигуру, выполняя ее в точном соответствии с соцреалистическими штампами и теми восточными клише, над которыми смеялись Ильф и Петров. Естественно, местом установки был избран переулок, который Казахстан считает «своим». Опубликованы даже сведения, что якобы в 1998 г. губернатор ВАЯковлев «подписал было распоряжение, возвращавшее несколько исторически значимых топонимов, но неожиданно отменил решение в одном пункте, касающемся переулка Джамбула. (Оказалось, шумиху подняли в представительстве Казахстана в Межпарламентской ассамблее СНГ, и осмотрительный губернатор предпочел не нарываться на международный скандал)» (Ерофеев А. Возвращение // Петербург. Место и время. 2004. № 1. С. 72).

Из письма пресс-секретаря Комитета по градостроительству и архитектуре Л.Н.Лихачевой от 13 марта 2003 г.: «Во вторник в моем присутствии (при очередной примерке проекта памятника Джамбулу Джабаеву) шеф пугал Вами Феликса Романовского. Мол, чего Золотоносов напишет про это… Феликс морщился и, кажется, не понимал, какие тучки поднависли. Я при этом держалась тихо и скромно, просила только убрать со дна арыка текст „Ленинградцы, дети мои…». По замыслу Романовского, Джамбул с кифарой (балалайкой, зурной и т. п. — автор изваяния, кажется, Валентин Свешников) стоит в глубине „недосквера» на одноименном переулке. На так называемой „красной линии» Феликс Карлович установил чашу, которой, по прогнозу моего шефа, суждено стать урной for garbage, равно как и ступенчатому арыку, струящему воды от вышеупомянутой чаши к ногам акына. По дну арыка выбиты золотом бессмертные слова. Я просила хотя бы перенести их на декоративную стенку, экраном отделяющую Джамбула от местных красот — испещренных граффити глухих стен, ломаных оградок, разрисованной напропалую трансформаторной подстанции и мусорного контейнера (два последниих артефакта убрать не представляется возможным по нормам — отсюда предложенный шефом „экран»). Будет не комильфо, если аборигены станут ходить по тексту, каков бы он ни был — намекала я Романовскому, — нельзя ли по дну арыка пустить, например, мозаику с национальным ковровым рисунком? Не говоря уже о том, что месяцев пять в году фонтан струить не будет — чай, не Казахстан. „Нет денег на Ваши ковры-мовры, — парировал Романовский, — а буквы будут чистить». На вопрос „кто?» Феликс, сами понимаете, не отвечал. Воцарившуюся тишину прерывало урчание бездомного пса, смачно трепавшего какую-то вкусную тряпку, добытую неподалеку в мусорной куче» (в несколько измененном виде и без указания авторства письмо опубликовано в нашей статье: Труба в цветах российского флага // Московские новости. 2003. 8-1 4 апр. № 13. С. 27). См. также: Золотоносов М. Музей подарков тов. Петербургу // Город: Петербургский журнал. 2003. № 14. 14 апр. С. 12 — 13; Мартовицкая А. Каменные гости: Город на Неве может не выдержать нашествия «юбилейных» памятников // Культура. 2003. 8- 14 мая. № 17/18. С. 4.

Памятник Джамбулу Джабаеву в Петербурге

24 мая 2003 г. уже шел монтаж памятника, к 26 мая фигура была установлена. Композиция включает круглую чашу, из которой вода стекает в гранитный арык длиной около Юм, по гранитному ложу вода течет к подножью фигуры акына, установленной на постаменте, и исчезает в подземелье. Арык параллелен переулку Джамбула. В контексте казахской доисламской аграрной обрядности фигуру можно интерпретировать как Деда-Земледельца (Бобои Дехкон) — доисламское местное аграрное божество, которое сообщало благодать урожаю и к которому казахские крестьяне обращались «при всех важных начинаниях в годичном цикле земледельческих работ» (Кармышева Дж. X. Земледельческая обрядность у казахов // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки. М., 1986. С. 50). «Бобои Дехкон в мифологии народов Средней Азии выступает как первый земледелец, изобретший плуг. Туркменские предания приписывают ему и проведение первого оросительного канала» (Басилов В.Н. Заключение // Указ. изд. С. 199).

Комментарий к надписи. На дне арыка выбиты стихи — первые 12 строк стихотворения «Ленинградцы, дети мои!» в переводе Марка Ариевича Тарловского (1902 — 1952) (см.: Жамбыл Жабаев. Шыгармадарынын жыйнагы /Джамбул Джабаев. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1946. С. 390) — «слова, которые и сейчас невозможно читать без волнения и слез, такие же чистые, как омывающие песенные строки невские воды» (Сотников Н. Джамбул в переулке Джамбула // Октябрьская магистраль. 2003. 19 июня). Вряд ли эти стихи имеют отношение к оригиналу Джамбула: они представляют собой точно выдержанный 3-дольник «есенинского» типа (по классификации М.Л.Гаспарова), отсылая к стихотворению Есенина «Я покинул родимый дом» (1918) и повторяя как настроение грусти, вызванной расставанием (довольно, кстати, странным для Джамбула, тоскующего по городу, в котором он никогда не бывал), так и лексику (типичные для Есенина «золотое» и «голубое»: «Голубую оставил Русь» — «Зорь балтийских голубизну»; «Золотою лягушкой луна» — «Золоченых крыш острия»). Только Есенин вспоминает о покинутых матери и отце, а в стилизации Тарловского Джамбул сам выступает «отцом» ленинградцев.

Гранитного экрана, о котором говорилось выше, нет, от. трансформаторной подстанции и близлежащих домов объект отделяется полукруглым невысоким гранитным ограждением с укрепленной на нем решеткой. В церемонии открытия принял участие президент Республики Казахстан Н.Назарбаев. Об открытии см.: Аноним. Принимаем подарки // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 31 мая; Нестеренко С. Встречи в городе на Неве // Казахстанская правда. 2003. 31 мая; Он же. Фиеста в Северной Пальмире // Там же. 2003. 3 июня; Вавилина И. Признание в любви // Новости от СВ (Петербург). 2003. Май. № 10 (190); Сотников Н. Ленинградцы — дети мои // Там же. 2003. Июнь. № 11 (191); Смирнова Т. Арык Джамбула на берегах Невы // Петербург национальный. 2003. № 1/2 (8/9). Июль. С. 4 — 5.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий