Памятник К.Э.Циолковскому в Петербурге

Памятник К.Э.Циолковскому. Установлен 14 ноября 2003 г. на пересечении наб. Обводного канала и ул. Циолковского. Открыт 16 сентября 2005 г. Гранит. Скульптор Лева Амбарцумович Бейбутян, архитекторы Ольга Станиславовна Глазова и Игорь Владиславович Заболотский. Гранит, высота фигуры 260 см, длина 360 см, ширина 200 см. На полукруглых обрамляющих стенках слева и справа установлены гранитные призмы с надписями: «Великий советский ученый, мыслитель, основоположник отечественной аэронавтики, ракетной техники и космонавтики Циолковский Константин Эдуардович. 1857 — 1935. Памятник установлен по замыслу и на средства МНПК „Технолог» (Руководитель Куталия Coco Давидович) и передан в дар Санкт-Петербургу в честь его 300-летия. 27 мая 2003 года» (правая призма). «„Теперь я точно уверен в том, что моя мечта — межпланетные путешествия — мною теоретически обоснованная, превратится в действительность. Сорок лет я работал над реактивным двигателем и думал, что прогулка на Марс начнется лишь через много сотен лет. Но сроки меняются. Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия». К.Э.Циолковский, 1933 г. В создании монументально-скульптурной композиции принимали участие: Скульптор Бейбутян Л.А. Архитекторы: Глазова О.С., Заболотский И.В. Романов В.К. Баграмян Г.К. Гиль П.И. Яковлев В.А. Хунцария Н.В. Абдурагимов Х.И. Сабиров А.К. Уралов И.Г. Администрация Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга» (левая призма).

Памятник К.Э.Циолковскому в Петербурге

Циолковский Константин Эдуардович [5(17)9.1857 — 19.9.1935], русский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики, философ-утопист. Инициатором и спонсором проекта явился Coco Давидович Куталия (р. в 1951 г.), директор ООО МНПК «Технолог» (ул. Циолковского, 10, продуктовая база, созданная в 1995 г., об этой организации см.: Золотая книга Санкт-Петербурга. СПб., 2002. Т. II. С. 700 — 701). По его инициативе было выпущено распоряжение губернатора № 267-р от 13.03.2001 «Об установке памятника К.З.Циолковскому», предписавшее установить объект в 2002 г. на пересечении наб. Обводного канала и ул. Циолковского. Предполагалось, что памятник будет открыт к 70-летию создания теории ракетодинамики. Однако вскоре срок установки перенесен на 2003 г. распоряжением администрации СПб № 99-ра от 20.01.2003 «О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.2001 № 267-р». Теперь установка была намечена к 300-летию Петербурга вместо 70-летия создания теории ракетодинамики. В частности, памятник Циолковскому как дар Куталия городу к 300-летию упомянут в кн.: Золотая книга Санкт-Петербурга. СПб., 2002. Т. II. С. 701; об этом же см.: Золотоносов М. Груз 300 // Московские новости. 2003. 11 — 17 февр. С. 24; Аноним. Памятник Константину Циолковскому// Петербург национальный. 2003. № 3/4. С. 26. Изначально планировалась фигура сидящего в кресле Циолковского, вырубленная из гранита.

Однако к 300-летию обьект открыт тоже не был, и по информации от 31.07.2003 открытие перенесли на осень 2003 г. Фигуру Циолковского доставили и установили на ул. Циолковского 14 нояб. 2003 г., после чего обшили досками и обнесли глухим забором (беседа с Бейбутяном 21 нояб. 2003 г.). Открытие наметили на весну 2004 г., поскольку власти требовали от Куталия благоустроить территорию, кроме того возникли трудности с установкой памятника из-за проложенных под землей газовых труб. 2 июня 2004 г. В.К.Романов сообщил, что открытие планируется 17 сентября (день рождения Циолковского). Но 2 сент. 2004 г. Романов сообщил, что 17 сентября памятник открыт не будет а в мае 2005 г. обсуждалась возможность открытия памятника летом 2005 г. Информацию о готовящемся торжественном открытии см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. №35. 12 сент. С. 37.

По сведениям архитектора О.С.Глазовой (беседа с автором 10 окт. 2005 г.), заказчик самовольно дополнил проект двумя стелами (призмы высотой 80 см и шириной 120 см) со сведениями о творческом коллективе и самом С.Д.Куталии, причем стелы грубо исказили проект. Циолковский изображен, по словам скульптора, в своей любимой позе, однако вышел в итоге расслабленно-мечтательным, лишенным энергии мысли, больным. «Статуя изображает инвалида-опорника в положении полулежа с несколько запрокинутой головой, как если бы его заинтересовало пятно на потолке — допустим, от протечки. Но вокруг изваяны астрономические символы, чтобы прохожий мог издали догадаться: а это, наверное, Циолковский К.Э., преодолевая телесный недуг, умом пробегает расстояние от Калуги до Луны» (Лурье С. Карусель // Дело (Санкт-Петербург). 2005. 10 окт. № 36. С. 3). Сидение — символ смерти: «Семантика ‘сидения’-смерти (которая сказывается у многих народов в погребении мертвецов в сидячем положении) дает себя знать до наших дней » (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М., 1998. С. 182). «Во-первых, абсурдно было ставить памятник на этой глухой окраине, около продуктовой базы только на том основании, что улица когдато была названа в честь Циолковского (который к этому месту не имел ни малейшего отношения), а директор базы решил поставить некий объект, громко заявив о себе и с помощью памятника увековечив на камне свою фамилию. Во-вторых, изначально здесь была очень сложная архитектурная ситуация: кругом помойка и склады, нормальных зданий нет, власти требовали от инвестора с продуктовой базы благоустроить огромную территорию, раз он хочет установить памятник, инвестор, естественно, сопротивлялся, и именно следы этой борьбы отразились как на сроках, так и на облике монумента, на его архитектурном решении. К слову сказать, архитекторы О.Глазова и И.Заболотский предложили вполне приемлемый компромисс минимизации площади благоустраиваемой территории и создания нормального архитектурного решения с подпорной стенкой, которая создает объекту некий зрительный фон, который отсутствует в архитектурной среде, но как характерна для нашего времени именно такая альтернатива. В-третьих, проблема, стоявшая перед скульптором, заключалась не в определении любимой позы, а в сложности архитектурной среды. Стоящие вокруг низкие складские здания, обшитые металлической вагонкой, требовали, чтобы объект был как можно ниже, поэтому выбор шел не между стоящей и сидящей фигурами, как это обычно происходит, а между сидящей и лежащей. И победил вариант «полулежа», благодаря чему высота получилась всего 260 см. Конечно, укрытый покрывалом, полусидящий в кресле Циолковский в статичной позе, якобы преодолевающий телесный недуг мечтой о космосе и потому смотрящий куда-то вдаль, на грязные воды Обводного канала, тихо и плавно несущиеся в залив, допустим. Даже нетрадиционен, если сравнивать с известным памятником в Калуге (1958, скульптор А.Файдыш). Но если вспомнить, что это решение порождено тем, что пространство, отведенное для памятника, никак не годилось для создания нормального монумента, становится смешно. Хотелось бы больше энергии. В конце концов, Циолковскому не было 40 лет, когда он написал работы, в которых обосновал создание ракет для межпланетных путешествий и создал теорию реактивного движения. Видимо, в это время он мог даже стоять» (Золотоносов М. Искусство массового поражения. Рукопись; сокращенный вариант статьи см.: Город: Петербургский журнал. 2005. № 39. 7 — 13 нояб. С. 20).

Памятник К.Э.Циолковскому в Петербурге

Комментарий к надписям. Высказывание Циолковского взято из его приветствия советскому народу, с которым он обратился 1 мая 1935 г. (таким образом дата на памятнике указана неверно): «Теперь, товарищи, я точно уверен в том, что и моя другая мечта — межпланетные путешествия, — мною теоретически обоснованная, превратится в действительность. Сорок лет я работал над реактивным двигателем и думал, что прогулка на Марс начнется лишь через много сотен лет. Но сроки меняются. Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия» (Осуществляется древнейшая мечта человечества: Первомайское приветствие К.Э.Циолковского, записанное на пленку // Правда. 1935. 21 сент.). Это же высказвание см. в кн.: Мысли о будущем: Высказывания К.Э.Циолковского. Калуга, 1958. С. 7, 8. О популярности высказывания косвенно свидетельствует его использование при создании текста знаменитой песни (стихи В.Н.Войновича): «Я верю, друзья, караваны ракет, / Помчат нас вперед, от звезды до звезды, / На пыльных тропинках далеких планет / Останутся наши следы». Куталия Со-со Давидович (р. 1951), директор ООО МНПК «Технолог» (ул. Циолковского, 10) — продуктовой базы, созданной в 1995 г. (об этой организации см.: Золотая книга Санкт-Петербурга. СПб., 2002. Т. II. С. 700 — 701). Романов Владимир Константинович, коммерческий директор ООО МНПК «Технолог». Баграмян Геннадий Карпович (1936 — 2000), скульптор, профессор СПб художественно-промышленной академии (б. училище им. В.И.Мухиной), первоначально получил заказ на создание памятника и создал ряд эскизов, которые впоследствии были переданы заказчиком Бейбутяну и которые тот якобы использовал в своей работе (об эскизах автору сообщил В.К.Романов в беседе 18 окт. 2005 г.; осмотреть эскизы не удалось, сам Бейбутян в беседе с автором 18 окт. 2005 г. существование эскизов Баграмяна и их использование не подтвердил). Гиль Петр Иванович, каменотес, участвовал в выборе монолита в гранитном карьере, производил первоначальную обработку. Яковлев Владимир Анатольевич, губернатор Санкт-Петербурга в 1996 — 2003 гг., подписал два распоряжения, посвященных установке памятника. Хунцария Нино Важаевна — второй (наряду с Куталия) учредитель ООО МНПК «Технолог». Абдурагимов Хан И., скульптор, вначале помогал Бейбутяну, потом от работы над памятником отошел (сообщение Бейбутяна в беседе с автором 18 окт. 2005 г.). Сабиров Адам Кадырович, глава подрядной организации, производившей строительные работы по установке памятника и благоустройству прилегающей территории. Уралов Иван Григорьевич — главный художник Санкт-Петербурга с апр. 1995 до янв. 2005 г., курировал процесс создания памятника, неоднократно бывал в мастерской Бейбутяна, давал советы.

Об открытии см.: Кирпичников Т. Памяти основоположника космонавтики // Невское время. 2005. 17 сент. (« Циолковский полулежит и смотрит в небо. Такая поза выбрана потому, что у ученого были больные ноги и он не мог самостоятельно передвигаться»); Романович Л. 25 тонн Циолковского // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 17 сент. («Взгляд устремлен вдаль и немного вверх. По замыслу скульптора — в звездное небо. В реальности, скорее, на красные башни завода „Красный треугольник»»); Лупал А. Циолковского поселили на Обводном // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2005. 19 сент. С. 3; Соболев А. Калужский мечтатель прописался в Петербурге на бывшей Таракановской улице// Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2005. 19 сент. С. 22 («Как отметила внучка Константина Циолковского Елена Тимошенкова, возглавляющая дом-музей своего деда в Калуге, скульптор запечатлел ее деда в возрасте 40 лет (? — М.З.), когда в Петербурге вышла его знаменитая работа „Исследование мировых пространств реактивными приборами». „Это совсем не тот знаменитый старик, которого знает Калуга и весь остальной мир В этом возрасте Константин Циолковский только-только прикоснулся к проблеме освоения космоса»); Новые памятники пройдут проверку в гипсе [Беседа В.Демина с и.о. главного художника Петербурга С.Я.Петченко] // Известия (Санкт-Петербург). 2005. 22 сент. С. 12; Ерофеев А. Основоположнику космонавтики // Парламентская газета. 2005. 27 сент.; Пипия Б. Циолковский вернулся в Питер // Независимая газета. 2005. 17 окт. Приложение: НГ регионы. № 13. С. 10.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий