Памятный знак «Вагонетка» в Московском парке Победы в Петербурге

Памятный знак «Вагонетка». Открыт 8 сентября 2001 г. Установлен в Московском парке Победы. Архитектор Анна Георгиевна Костюрина. На постаменте укреплена доска с надписями: «Памятный знак „Вагонетка». 1941 — 2001. К 60-летию начала блокады». «Вагонетка кирпично-пемзового завода № 1, подлинная реликвия времен Великой Отечественной войны. В 1942 — 1943 годах завод был переоборудован и служил местом кремации жертв блокадного Ленинграда».

Памятный знак «Вагонетка» в Московском парке Победы в Петербурге

Со дна пруда в московском парке Победы вагонетка была поднята летом 1999 г. (Гайдук О. Тайны петербургских прудов // Невское время. 23 июля). Вскоре ее решили превратить в памятник. «Тела жертв блокады и защитников города сжигали в печах завода, а пепел на специальных вагонетках свозили к прудам и сбрасывали в воду, иногда ссыпали вдоль дорожек. Одну из таких вагонеток подняли со дна пруда и установили в парке <…>. Правление общества блокадников Московского района, правление Союза воспитанников детских домов блокадного Ленинграда, Совет МО № 47 подготовили к открытию памятник вагонетку Кирпично-пемзового завода № 1 <…>» (Губарева Д. Наша память жива: 60 лет назад 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады Ленинграда // Московская застава (Петербург). 2001. <12> сент. № 24). Вагонетка установлена на гранитном постаменте, изображающем рельсовый путь. Устройство памятника финансировало МЧИП «Ковчег» (генеральный директор Ю.Ю.Жорно). Ранее Ю.Ю.Жорно был одним из тех, кто лоббировал решение Городской инвестиционно-тендерной комиссии (протокол № 25 от 01.02.1995) и основанное на нем распоряжение мэра № 309-р от 04.04.1995 «О проектировании и реконструкции торговой зоны и благоустройстве территории у станции метрополитена „Парк Победы»», согласно которому часть земли парка Победы на 10 лет становилась зоной торговли и переходила в ведение «Ковчега».

Памятный знак «Вагонетка» в Московском парке Победы в Петербурге

Существовало два проекта устройства торговой зоны: более щадящий архитектора Е.Ф.Шаповаловой и более агрессивный архитектора Б.Г.Гришко (1947 2006); более агрессивный проект и пытался реализовать Ю.Ю.Жорно.

Однако эти планы вызвали бурные протесты общественности, поэтому власти пришлось начать отступление, вследствие чего появилось постановление правительства Санкт-Петербурга от 04.03.1996 № 12/1 «О выполнении распоряжения мэра от 22.12.95 № 1313-р „Об отмене распоряжения мэра от 04.04.95 № 309-р „О проектировании и реконструкции торговой зоны и благоустройстве территории у станции метрополитена „Парк Победы»» («Принимая во внимание мнение общественных организаций Московского района, результаты опроса населения, проведенного Управлением по связям с общественностью совместно с администрацией Московского района во исполнение распоряжения мэра от 22.12.95 № 1313-р, в ходе которого подавляющее большинство опрошенных высказалось за сохранение торговой зоны у станции метрополитена „Парк Победы» с обязательной ее реконструкцией и благоустройством территории, Правительство Санкт-Петербурга постановляет: 1. Считать целесообразным сохранить торговую зону у станции метрополитена „Парк Победы» в ранее утвержденных границах, включив ее реконструкцию, благоустройство прилегающей территории в программу подготовки Санкт-Петербурга к Олимпиаде 2004 года»). Впрочем, общественность осталась недовольна, и борьба с торговой зоной продолжилась (см.: Колейко Н. Защитники парка Победы вновь готовы к бою // Смена. 1996. 2 апр., а также статью в поддержку создания торговой зоны: Гайдук О. Сколько стоит память?: Несколько лет остается нерешенной судьба парка Победы // Невское время. 1996. 29 авг.). Однако сам Жорно, столкнувшись с бурными протестами общественности, от экспансионистских планов отказался (см.: Лихачева Л.Н. Похвала конфликту. Отражение современной архитектуры в общественном сознании // Петербургские чтения 97. СПб., 1997. С. 286).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий